«Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела.
Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы,
которые мы хотели бы установить для него».
Л. Н. Толстой
Еще в декабре 2020 г. на площадке «Доступ к праву» Общероссийского гражданского форума разработчики LegalTech-проектов предложили обсудить с представителями НКО технологические решения правовых проблем. В марте совместно с международной организацией Amnesty International мы провели мероприятие «Технические решения для профилактики домашнего насилия и поддержки переживших его», а также межфорумную встречу площадки «Доступ к праву» ОГФ с экспертами, которые представили реализуемые в этой области проекты.
Директор российского представительства Amnesty International Наталья Звягина рассказала о проекте «Красная Кнопка» и чат-боте в мессенджере Viber. Данный проект создан для помощи людям, которым угрожают нападение, похищение или пытки. Приложение Panic Button бесплатное и доступно для скачивания в Google Playstore.
Специалист по коммуникациям в некоммерческом секторе Мария Середа представила проект «Весна в Бишкеке». Это игра в жанре интерактивной истории, сюжет которой строится вокруг традиции кражи невесты. Героиня – студентка журфака, которая мечтает о стажировке в модном журнале и ведет блог. Планы девушки меняются, когда ее подругу похищают, чтобы выдать замуж. В игре показан алгоритм действий в подобных ситуациях, указаны номера экстренных служб. Делать выбор игроку помогают заметки, составленные юристами, психологами и журналистами Кыргызстана.
Представитель Amnesty International на Украине Катерина Митеева рассказала о проекте «Все не для дома» – игровом «онлайн-антимагазине», где в виде товаров представлены типичные примеры абьюзерских шаблонов и рекомендации для жертв домашнего насилия.
Руководитель Amnesty International в России Инга Келехсаева представила платформу «Правозащитный Work Out» – онлайн-тренажер, который позволяет узнать о правах человека в интерактивной форме: на основе реальных рассмотренных ЕСПЧ дел, в том числе касающихся насилия в отношении женщин.
Валерия Голянова, адвокат АП г. Санкт-Петербурга, сооснователь LegalTech-проекта Legal Implant:
«Всегда ли, находясь в опасности, мы можем позвонить в службу 112? Во многих случаях отсутствует возможность представиться, указать адрес, описать ситуацию и сообщить оператору о совершаемом против нас или готовящемся преступлении.
На случай экстренных ситуаций все автомобили комплектуются кнопкой SOS Глонасс. А вот у граждан, в отличие от автомобилей, такой кнопки пока нет.
На мой взгляд, нам всем необходима кнопка SOS в телефонах, основная функция которой – передавать звук и координаты, и не родственникам, а уполномоченным органам. Причем, в отличие от службы 112, где безусловно необходимо живое общение с оператором, звук может обрабатываться посредством технологий искусственного интеллекта, ведь в ситуациях, когда человек не может открыто позвонить в экстренную службу, предварительно оценить ситуацию можно по анализу звуков, передаваемых телефоном, – звукам ударов, угрозам, крикам. Подобное технологическое решение может помочь широкому кругу лиц, а не только столкнувшимся с домашним насилием. Но для внедрения подобной идеи в жизнь необходима инициатива государства, причем не только в части разработки технического решения, но и нормативной базы и порядка работы экстренных служб.
Если говорить о LawTech-решениях, это могут быть конструкторы заявлений в правоохранительные органы и чат-боты с правовой информацией для потерпевших (по аналогии с чат-ботом ОВД-Инфо). Здесь важна не только техническая сторона – удобство и понятность, – но и правовая. К сожалению, часто подобные технические решения создаются без участия адвокатов и юристов и содержат недостоверные, а иногда и откровенно ложные с юридической точки зрения сведения. Сервисы, готовящие некачественные процессуальные документы и предлагающие неверный алгоритм действий для претерпевших насилие, приводят к последствиям, прямо противоположным тем, что задумывали их разработчики. И конечно, такие сервисы должны содержать информацию о необходимости обращения к адвокатам, а не заниматься “самолечением” или прибегать к помощи лиц, не обладающих юридическими знаниями».
Участвуя в дискуссии, член Совета ФПА РФ, советник ФПА Елена Авакян отметила, что все представленные проекты прекрасны по идеологии, но им, к сожалению, не хватает масштабности. Она пояснила, что любые технологии – это всего лишь вспомогательные инструменты гражданского общества, поэтому без правильного развития его институтов технологии останутся только экспериментами.
По итогам Форума рабочая группа «Доступ к праву» подготовила специальную памятку пошаговых действий для лиц, попавших в затруднительную ситуацию.