×

«Транспортный» закон как инструмент модернизации магистральной инфраструктуры

Проработаны важные «проблемные точки» реализации крупных проектов
Знаменская Надежда
Знаменская Надежда
Старший юрист практики недвижимости и ГЧП юридической компании «Дювернуа Лигал»

31 июля был принят так называемый «транспортный» закон, направленный на ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов путем снижения административных барьеров и упрощения процедур согласования (Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон). Законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2019 г. и первоначально регулировал вопросы реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта, однако в дальнейшем предмет регулирования был расширен.

По словам вице-премьера Марата Хуснуллина в интервью агентству «Интерфакс», нововведения в совокупности с другими законодательными поправками в сфере строительства, принятыми в весеннюю сессию этого года, «позволят сократить строительный цикл реализации проектов федерального значения на 18 месяцев».

Специальное регулирование будет действовать до 31 декабря 2024 г. и применяться к объектам транспортной инфраструктуры, строительство или реконструкция которых осуществляются в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), а также, что важно, – к сопутствующим объектам капитального строительства.

К объектам инфраструктуры, в частности, могут быть отнесены:

  • автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты и другие сооружения;
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • морские и речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
  • аэродромы и здания соответствующей инфраструктуры;
  • транспортно-пересадочные узлы;
  • объекты инженерной инфраструктуры, линии связи и иные сопутствующие объекты.

Конкретный перечень объектов утверждается правительством. При этом закон не исключает возможности включения в перечень уже реализуемых проектов (например, на базе государственно-частного партнерства).

Законом введен ряд особых правил в отношении оформления прав на необходимые для строительства земельные участки, особенности проектирования и прохождения экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.

Возможность подачи проектной документации на экспертизу без проекта планировки

Зачастую одной из основных причин задержек сроков строительства линейных объектов являются длительные процедуры оформления документов в отношении занимаемых земельных участков. В связи с этим в целях сокращения сроков Законом предусмотрены упрощенные процедуры оформления ряда необходимых документов.

Так, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не будет препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры на государственную экспертизу. Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания необходимо будет представить на экспертизу не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения указанной процедуры.

Изменение категории участков, установление публичных сервитутов и изъятие для нужд государства

Другим важным нововведением является отсутствие необходимости получения решения о переводе участка из одной категории земель в другую или о его отнесении к определенной категории земель. Сведения об отнесении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель транспорта (за исключением случая, если такой участок отнесен к категории земель населенных пунктов) будут вноситься в ЕГРН по заявлениям указанных в Законе лиц на основании утвержденной документации по планировке территории.

Кроме того, закреплены дополнительные случаи установления публичных сервитутов:

  • для строительства и реконструкции линейных объектов (за исключением тех, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
  • для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры (включая, например, обустройство подъездных дорог к месту строительства).

В отношении участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в целях строительства, определено, что, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает соглашение об изъятии в течение 45 дней с момента получения, уполномоченный орган либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. В этом случае строительство не допускается до прекращения в установленном земельным законодательством порядке прав третьих лиц на такие участки.

Завершая обзор нововведений, касающихся оформления прав на земельные участки, отмечу, что Законом допускается выдача разрешения на строительство до образования земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) плана участка и утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане. В этом случае предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.

Этапы проектирования и строительства

Для линейных объектов транспортной инфраструктуры установлена возможность подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей (этапов строительства), которые входят в состав такого линейного объекта, но не могут быть введены в эксплуатацию автономно. Данное положение должно обеспечить возможность ускорения этапа проектирования объекта.

Экологическая экспертиза

До 31 декабря 2024 г. (включительно) оценка соответствия экологическому законодательству проектной документации объектов, предполагаемых к строительству в границах особо охраняемых природных территорий (если строительство и реконструкция указанных объектов в границах таких территорий допустимы), будет осуществляться при проведении госэкспертизы проектной документации. В таком случае проведение государственной экологической экспертизы не требуется.

Порядок получения технических условий и согласований

Если в связи с планируемым строительством линейных объектов необходимы реконструкция или капремонт существующих линейных объектов (например, пересекаемых автомобильных дорог), лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны будут выдать необходимые технические условия в течение 20 дней. По общему правилу, в них запрещается включать обязательства, не связанные с реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов, или требования, исполнение которых ведет к увеличению мощности, а также улучшению технических характеристик таких объектов. Более детальные требования к составу и содержанию технических условий должны быть установлены уполномоченным Правительством РФ органом.

Эти правила должны будут привести как к сокращению сроков согласования документации с владельцами таких объектов, так и к ограничению злоупотреблений со стороны указанных лиц.

Законом предусмотрено также, что срок согласования проектной документации в отношении учета предоставленных технических условий на подключение объектов инфраструктуры к инженерным сетям не должен превышать 10 дней.

Начало подготовительных работ до получения разрешения на строительство

Кроме того, Законом легализовано часто встречающееся на практике ведение подготовительных работ до получения разрешения на строительство. При этом такие работы не должны причинять существенного вреда окружающей среде и ее компонентам и могут выполняться со дня направления проектной документации на экспертизу.

Выполнение подготовительных работ допускается в отношении земельных участков, не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов работ, порядок их выполнения и экологические требования будут установлены правительством.

Временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод

До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры Закон допускает временную эксплуатацию указанного объекта в целях осуществления перевозки грузов и пассажиров при условии подтверждения технической готовности объекта.

Техническая готовность линейного объекта инфраструктуры определяется комиссией, в состав которой включаются представители лица, осуществляющего строительство, застройщика или технического заказчика, а также эксплуатирующей организации. Порядок формирования и функционирования комиссии, требования к техническому состоянию объекта, порядок подтверждения технической готовности, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания названного объекта также должны быть определены правительством.

Несмотря на важность вводимых Законом изменений, представляется, что их нельзя считать полноценным механизмом работы строительной отрасли.

Во-первых, положения Закона будут иметь ограниченный во времени характер, а также распространять действие лишь на определенный перечень инфраструктурных проектов и не будут применяться в отношении строительства в других отраслях.

Во-вторых, некоторые предусмотренные законом упрощенные процедуры носят «точечный» характер (например, упрощенный порядок оформления градостроительной документации, возможность временной эксплуатации) – то есть не устанавливают механизмов для более эффективного соблюдения уже существующих требований законодательства, а скорее вводят ряд исключений, позволяя обеспечить ускоренную реализацию первостепенных для государства проектов.

При этом, несомненно, Законом довольно точно определены и проработаны основные «проблемные точки» в реализации любых крупных инфраструктурных проектов и, таким образом, задан вектор для системного совершенствования законодательства в данной сфере.

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Смертная казнь: «за» и «против»
Уголовное право и процесс
Гражданское общество должно понимать, что с введением смертной казни безопасность людей не усилится
27 марта 2024
Яндекс.Метрика