В 2018 г. политика государства в сфере миграционного учета ужесточилась. Но прежде чем говорить об этом, раскроем понятия приглашающей и принимающей стороны.
Приглашающая сторона – это федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также иные органы, имеющие право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения для иностранца, прибывшего в Россию в визовом порядке (Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Принимающая сторона – физическое или юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
На сегодняшний день, согласно Федеральному закону № 115, действуют следующие правила постановки на миграционный учет:
- в общем порядке – 7 рабочих дней;
- для граждан Таджикистана – 15 календарных дней;
- для граждан ЕАЭС – 30 календарных дней.
Срок разрешенного временного пребывания (без оформления патента, разрешения на временное проживание, статусов беженца и ВУ) – не более 90 дней в течение каждого периода в 180 суток. Постановка на миграционный учет является обязанностью принимающей или приглашающей стороны.
Согласно ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил миграционного учета влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с административным выдворением за пределы России или без такового. За неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрен административный штраф – для граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 18.9 КоАП РФ).
Согласно новому законопроекту № 387276-7, к ответственности может быть привлечена еще и приглашающая сторона – за несвоевременный выезд и несоответствие цели въезда визового иностранца. Изменениями, которые планируется внести в ст. 18.9 КоАП РФ, предусмотрен штраф для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
В 2018 г. уже вступили в силу некоторые поправки, касающиеся миграционного учета.
Так, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2017 г. № 499-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», увеличился штраф за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через территорию страны.
Вышел Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Согласно ему, на территориях Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Сочи в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. постановка на учет и регистрация по месту жительства иностранных граждан, прибывших для временного пребывания (временного или постоянного проживания), осуществляются в течение одних суток.
На рассмотрении в Госдуме находится несколько законопроектов, которые регулируют порядок оформления, постановки на миграционный учет и предусматривают ответственность за фиктивную регистрацию.
Законопроект «О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”» уточняет понятия «место пребывания» и «принимающая сторона». Планируется, что регистрировать иностранца можно будет только по фактическому месту проживания (сейчас на миграционный учет можно ставить и по юридическому адресу работодателя).
Еще одна поправка, находящаяся на рассмотрении, корректирует понятие фиктивной регистрации. В настоящее время предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию только в жилом помещении. Предлагается распространить ответственность и на случаи регистрации иностранцев в нежилых помещениях, получивших название «резиновые» офисы.
Также планируется дополнить Федеральный закон № 109 «О миграционном учете иностранных граждан» пунктом о снятии с учета иностранного гражданина на основании заявления принимающей стороны. Принятие законопроекта позволит повысить достоверность миграционного учета. Такие меры усилят контроль за перемещением иностранных граждан и обеспечат достоверность данных о прибывающих в Россию мигрантах. Это особенно важно в период такого важного события, как чемпионат мира по футболу.