×
Егоров Павел
Егоров Павел
Заведующий филиалом № 14 Омской областной коллегии адвокатов, член Совета молодых адвокатов АПОО

Оказание квалифицированной юридической помощи по уголовным делам зачастую сопровождается для адвокатов, принявших на себя такое поручение, большими сложностями. И эти трудности обусловлены не новыми методами расследования уголовных дел, внедряемыми правоохранителями или органами следствия, а тем, что нередко они создаются для адвокатов искусственно.

Речь, конечно, идет о незаконных действиях сотрудников правоохранительных органов в отношении адвокатов-защитников. Одним из ярких примеров таких действий является уголовное дело в отношении адвоката АП Кабардино-Балкарской Республики Дианы Ципиновой.

Читайте также
Уголовное преследование адвокатов АП КБР Дианы Ципиновой и Ратмира Жилокова
Как нарушение полицией прав адвокатов превратилось в уголовное дело в их отношении
08 мая 2024 Дискуссии

В связи с тем что количество случаев нарушения закона в отношении адвокатов в последнее время увеличивается, ФПА РФ в феврале 2021 г. провела анкетирование адвокатов субъектов Федерации с целью выявить конкретные случаи их недопуска к доверителям и детально разобраться в каждой конкретной ситуации. Итоги исследования ожидаются.

Уверен, что адвокатам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь по уголовным делам, приходилось в той или иной степени испытывать на себе «противодействие системы», которое может выражаться в ограничении допуска в отдел полиции под разными предлогами – от введения специальных режимов (например, плана «Крепость») до прямых угроз применения насилия в отношении адвоката либо угроз возбуждения уголовного преследования за чрезмерно активную позицию защиты.

Я, в частности, столкнулся с данной проблемой в августе 2020 г., когда сотрудники уголовного розыска не допустили меня к доверителю даже после предъявления адвокатского удостоверения и ордера, угрожали «выкинуть» из отдела силой, мотивируя тем, что мой подзащитный не задержан, а «просто был доставлен» (сотрудниками СОБРа) для беседы – мол, когда начнутся следственные действия, тогда и будет допущен защитник. Все мои попытки разъяснить положения ст. 49 УПК РФ о том, что защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, натыкались на сухой ответ, что мой доверитель не задержан, а кабинет, в котором он находится, является служебным помещением и охраняется законом, поэтому мне, адвокату, вход туда запрещен.

Проблема разрешилась только спустя 6 часов переговоров с сотрудниками уголовного розыска, после звонка в дежурную часть УМВД по Омской области и направления жалоб в прокуратуру г. Омска и областное УМВД.

Только перед заполнением следователем протокола задержания в порядке ст. 91 УПК мне было предоставлено право на конфиденциальную беседу с подзащитным для согласования позиции защиты в рамках оказания правовой помощи.

Стоит ли говорить, что надзорные ведомства не усмотрели нарушений в действиях сотрудников уголовного розыска, а на все указанные в жалобе доводы был получен ответ, что оперативники действовали в пределах их компетенции. Странным, на мой взгляд, является то, что жалоба, направленная в областное УМВД, в итоге была перенаправлена сотрудникам уголовного розыска, воспрепятствовавшим моей профессиональной деятельности адвоката, и они сами готовили на нее ответ.

Законом об адвокатуре (ст. 18) установлено, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Однако зачастую лица, призванные в силу закона и служебного положения следить за соблюдением законодательства, попросту закрывают глаза на все указанные нарушения. До сегодняшнего дня незаконные действия в отношении адвокатов зачастую остаются безнаказанными в силу правового пробела и отсутствия законодательно закрепленной ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности. Каждый раз, принимая поручение на оказание квалифицированной юридической помощи, адвокат рискует оказаться в ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов в лучшем случае не допустят его к нуждающемуся в такой помощи лицу, а сотрудники пенитенциарной системы под предлогом отсутствия заявления от лица, содержащегося под стражей, откажутся обеспечить его право на свидание с защитником. Все это, к сожалению, реалии, в которых приходится работать.

Читайте также
Адвокаты прокомментировали проект поправок в УК и УПК о воспрепятствовании адвокатской деятельности
Разработанный Минюстом законопроект предусматривает дополнительные гарантии реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве и устанавливает режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвоката от преступных посягательств
02 сентября 2020 Новости

В связи с этим хочется приветствовать позицию Минюста, о которой ранее писала «АГ». Этот законопроект предусматривает дополнительные гарантии реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве и введение режима уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств. В частности, предлагается дополнить УК РФ новой нормой – ст. 294.1 «Воспрепятствование законной деятельности адвоката». Думается, что под страхом уголовного наказания – пусть и не такого сурового, как, например, предусмотрено санкцией ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования», – нарушений прав адвокатов при оказании профессиональной юридической помощи по уголовным делам станет намного меньше.

Кроме того, раз Минюст выступил с данной инициативой, значит, адвокатское сообщество не осталось неуслышанным, и в министерстве осознают, что проблема есть и ее нужно решать, а, как писал Зигмунд Фрейд, «признание проблемы – половина успеха в ее разрешении».

Рассказать:
Другие мнения
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края
Свободные художники юридической сферы
Адвокатура, государство, общество
Анализ Проекта стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
18 июля 2024
Тарасов Никита
Тарасов Никита
Адвокат АП Санкт-Петербурга, зам. председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб, член Комиссии по подготовке законопроектов, направленных на защиту социальных и профессиональных прав адвокатов, полномочный представитель АП СПб по защите профессиональных прав адвокатов
Статус адвоката как наивысший критерий качества оказания юридической помощи
Адвокатура, государство, общество
О стандартизации юридического консалтинга
08 июля 2024
Демидов Эдуард
Демидов Эдуард
Адвокат АП г. Москвы, председатель Московской коллегии адвокатов «Юнион»
«Как наше слово отзовется»…
Защита прав адвокатов
Некорректная формулировка в соглашении может лишить адвоката возможности взыскать «гонорар успеха» в судебном порядке
05 июля 2024
Петров Станислав
Петров Станислав
Управляющий партнер ООО «Прецедент консалтинг»
Качество на уровне
Адвокатура, государство, общество
Понятия должных усилий и минимального уровня заботливости и осмотрительности стоит интерпретировать в контексте конкретных дел
04 июля 2024
Крылова Надежда
Крылова Надежда
Юрист, член исполкома Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России
«Качественный» вопрос
Адвокатура, государство, общество
О подходах к оценке качества юридического консалтинга
02 июля 2024
Муравьева Софья
Муравьева Софья
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член группы мониторинга при Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Совета АП СПб
Без свободного прохода…
Защита прав адвокатов
Подход Санкт-Петербургского городского суда к вопросу досмотра адвокатов дважды менялся за первую половину 2024 г.
24 июня 2024
Яндекс.Метрика