×
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат по экологическим спорам, кандидат наук, лауреат Ecoworld РАЕН, компания ZHAROV GROUP

Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле № 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 (далее – Методика).

В ч. 1 ст. 56 ВК РФ установлено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (далее – КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Согласно ст. 219 КТМ фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

В ст. 220 КТМ определено, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Рассматривая требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суды обязаны оценивать доказательства по правилам ст. 65 и 71 АПК РФ на наличие всех элементов, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 16, 1064 ГК РФ.

В качестве элементов суды оценивают доказательства фактического загрязнения акватории при затоплении (захоронении) отхода, к примеру, плавучего средства, вышедшего из строя, т.е. устанавливают доказательства фактического поступления в экосистему моря загрязняющих веществ, в результате чего произошли негативные изменения экосистемы водного объекта.

Вместе с тем, согласно п. 17 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам сбросом и захоронением в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов), производится по формуле № 5, при применении которой учитываются: коэффициент, отражающий экологические факторы (состояние водных объектов), коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, таксы для исчисления размера вреда от сброса вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества, тоннаж брошенных судов и плавучих средств, других крупногабаритных отходов.

Анализ указанного пункта Методики позволяет сделать вывод о том, что сам факт нахождения брошенного судна в акватории водного объекта наносит вред указанному компоненту окружающей среды.

Такого мнения придерживается и судебная практика, в частности Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20 марта 2019 г. по делу № А21-4281/2018 установил следующее: «Нахождение в акватории моря выведенного из эксплуатации плавучего средства не способствует нормальному функционированию экологической системы и представляет собой загрязнение (захламление, засорение) водного объекта, что в силу части 1 статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию».

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее – сброс вредных веществ), – любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее – суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

Указанная норма также содержит определение того, что является загрязнением морской среды – это привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом.

Выведенное из эксплуатации, к примеру, в связи с конструктивной гибелью, плавучее средство фактически утрачивает свои потребительские свойства и, следовательно, является отходом – ломом цветных и черных металлов, что относится к опасным отходам III, IV, V классов опасности. Такой объект не входит в состав естественных компонентов экологической системы.

Оставление выведенного из эксплуатации плавучего средства и непринятие мер по его изъятию из акватории влекут причинение вреда компонентам окружающей среды.

Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде презюмируется фактом нахождения в водном объекте плавучего средства, пришедшего в негодность.

Отойти от названной презумпции возможно, если можно установить и доказать следующее:

  • отсутствие умысла и случайную гибель;
  • принятие мер по недопущению или предотвращению наступления вреда;
  • отсутствие негативного влияния объекта на экосистему.

Если наличие перечисленных обстоятельств не доказано, при возмещении вреда, причиненного брошенным в акватории плавучим средством, возможно предъявление многомилионного иска о взыскании вреда, рассчитанного в соответствии с Методикой.

Рассказать:
Другие мнения
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»
Важное за июль
Арбитражное право и процесс
Новые законы, подзаконные акты в сфере гражданского, финансового, налогового и административного права
15 Августа 2019
Домнин Сергей
Домнин Сергей
Арбитражный управляющий, СРО АУ «СЕМТЭК»
Поправки в Закон о банкротстве, которые не нужны никому
Арбитражное право и процесс
О законопроекте, предусматривающем случайный выбор арбитражных управляющих
05 Августа 2019
Воскобитова Мария
Воскобитова Мария
Program Director, Europe and Eurasia Division, ABA ROLI
Защита жертв домашнего насилия: как сделать ее эффективной?
Семейное право
В России до сих пор нет специализированного законодательства против насилия в семье
02 Августа 2019
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат АП Г. Москвы
Новые нормы – новые реалии
Арбитражное право и процесс
Общие положения об основаниях ответственности контролирующих организацию лиц
02 Августа 2019
Масленникова Лариса
Масленникова Лариса
Д.ю.н., профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Многофакторная система
Уголовное право и процесс
О реформе уголовного судопроизводства
02 Августа 2019
Татаринов Александр
Татаринов Александр
Адвокат, партнер консалтинговой группы G3
Госзакупки по-новому
Арбитражное право и процесс
Изменения своевременны и рациональны
01 Августа 2019