×

Жители Донецкой и Луганской областей больше не будут нарушать миграционное законодательство

Время их пребывания в РФ увеличено до 180 суток
Минушкина Анна
Минушкина Анна
Адвокат АП г. Москвы, коллегия адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также если такой срок не продлен. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ такого лица не может превышать 90 суток.

Таким образом, иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, а также не планирующие осуществлять здесь трудовую деятельность и получать разрешение на временное проживание, могут находиться на территории страны суммарно 90 суток в течение 180 дней.

Ответственность за нарушение сроков пребывания (наказание в виде административного выдворения за пределы России по постановлению суда) установлена ст. 18.8 КоАП РФ, а также ст. 26, 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принятие решения о неразрешении въезда в РФ) – закрытие въезда в страну на срок от 3 до 10 лет.

Указанная норма Закона о правовом положении иностранных граждан до недавних пор распространялась и на граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, если они в установленном порядке не обращались в компетентные органы для продления срока временного пребывания в России.

Согласно п. 1 ст. 5.1 Закона в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также для решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ имеет право увеличить до 180 суток или сократить установленный абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона срок временного пребывания иностранца как на территории одного или нескольких субъектов Федерации, так и на всей территории России – в отношении отдельных категорий временно пребывающих здесь иностранных граждан.

В соответствии с указанным положением 29 декабря 2018 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1744 «Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» (действует с 8 января 2019 г.), согласно которому для данных лиц срок временного пребывания в России продлен до 180 суток с даты каждого въезда.

Полагаю, что несмотря на то, что постановление содержит некую правовую неопределенность о необходимости перерыва пребывания на территории РФ в 90 суток, его смысл заключается в возможности для граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, находиться в России практически постоянно, пересекая ее границу один раз в 180 дней.

Следует отметить, что постановление фактически законодательно урегулировало сложившийся порядок продления пребывания указанной категории граждан Украины (по крайней мере, в Москве и Московской области), поскольку до настоящего времени они могли продлевать пребывание в России каждый раз на 90 суток без пересечения границы – обратившись в миграционные органы с соответствующим заявлением. При этом какого-либо нормативного правового акта, регламентирующего данную процедуру, не было.

На мой взгляд, принятие постановления обусловлено назревшей проблемой. С 2014 г. практика судов и органов исполнительной власти пошла по следующему пути: в большинстве случаев и те, и другие лояльно относились и относятся к нарушениям российского миграционного законодательства (несоблюдение сроков пребывания, незаконное осуществление трудовой деятельности), допускаемым гражданами Украины, постоянно проживающими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Например, при применении ст. 18.8 (а также ст. 18.10) КоАП РФ чаще всего в отношении указанной категории лиц наказание в виде административного выдворения за пределы России судами первой инстанции не назначалось, а если и было назначено, то исключалось вышестоящими инстанциями (в частности, дело № 4а-5573/2017 по жалобе на постановление об административном правонарушении, рассмотренной заместителем Мосгорсуда; дело по жалобе № 4а-1413/16, рассмотренной заместителем председателя Московского областного суда ).

Суды, установив, что местом постоянного проживания привлекаемого к ответственности иностранного гражданина (согласно штампу в паспорте) являются Луганск или Донецк, не назначают наказание в виде выдворения, применяя нормы международного права, в частности ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 3 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.).

Кроме того, в последние месяцы появилась практика судов, согласно которой выдворение не назначается не только постоянно проживающим на указанных территориях Украины ее гражданам, но и уроженцам данных территорий, в настоящее время имеющим иное постоянное место проживания на Украине и пересекающим границу в личных целях – например, в случае поездки к родственникам (дело № 7-13946/2018 по жалобе на постановление об административном правонарушении, рассмотренное судьей Мосгорсуда).

Органы, наделенные полномочиями по принятию решений о запрете въезда в РФ в отношении иностранного гражданина, даже в случае допущенных нарушений в большинстве ситуаций фактически не принимают мер в отношении граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Были факты принятия таких решений, но впоследствии они были отменены в досудебном порядке на основании заявления иностранного гражданина с приложением доказательств его постоянного проживания на указанных территориях Украины (паспорта с отметкой о регистрации).

Более того, несмотря на в целом крайне негативную практику отмены в судебном порядке распоряжений Минюста о нежелательности пребывания в РФ иностранных граждан, есть случаи, когда суд, учитывая все обстоятельства дела, придавал большое значение проживанию иностранного гражданина на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей (дела № 02а-6667/2016 и 02а-7011/2016, рассмотренные Замоскворецким районным судом г. Москвы).

Полагаю, что в связи с принятием указанного постановления иностранные граждане названной категории, пересекая границу РФ один раз в 180 суток, больше не будут нарушать российское миграционное законодательство. Кроме того, у них появится дополнительное время для легализации в России.

Также следует отметить, что постановление, предоставляя, по сути, право постоянного пребывания на территории РФ, в то же время не позволяет осуществлять трудовую деятельность в России без разрешительных документов.

Рассказать:
Другие мнения
Кутлубаев Руслан
Кутлубаев Руслан
Адвокат АП Республики Татарстан, КА РТ «Рыбак, Коган и партнеры»
«Бумажная» волокита vs процессуальная экономия в уголовном процессе
Уголовное право и процесс
Неоднозначный пример из практики обжалования в порядке сплошной кассации
06 мая 2024
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Яндекс.Метрика