Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка участия лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления», разработанный в целях реализации постановления КС РФ от 20 июля 2016 г. № 17-П.
Проект закона дополняет УПК РФ ст. 56.1, определяющей статус лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления, а также ст. 281.1, устанавливающей порядок его допроса и оглашения показаний в ходе судебного разбирательства.
Выступая на пленарном заседании в Госдуме, член Комитета по государственному строительству и законодательству Зариф Байгускаров сообщил, что проект поддерживает, однако обратил внимание на ряд важных моментов, которыми его необходимо дополнить ко второму чтению.
Так, ст. 281.1 УПК РФ предусматривается порядок допроса таких лиц, и он никак не отличается от допроса обычного свидетеля. При этом, по словам депутата, лицо, с которым заключено такое соглашение, не является свидетелем: в частности, оно не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, а также заинтересовано в исходе дела.
«Такое лицо, так же как и другие участники преступления, является подсудимым и должно иметь возможность задавать вопросы соучастникам, должно иметь право не отвечать на вопросы, не касающиеся соглашения, и, конечно, должно иметь право на защитника», – подчеркнул Зариф Байгускаров, добавив, что эти моменты необходимо прописать в документе.
Ранее в своем комментарии для «АГ» адвокат АП г. Москвы Татьяна Маркова также поясняла, что большой ошибкой является помещение норм о лице, заключившем соглашение о сотрудничестве, в главу «Иные участники» и проведение параллели со статусом свидетеля. «Эти лица были и остаются подозреваемыми или обвиняемыми по тем же эпизодам, что и их соучастники, дела которых расследуются в общем порядке, хотя формально их дела выделены», – указывала она.
Со своей стороны, ФПА РФ также указывала, что для позиции свидетеля в уголовном деле характерна процессуальная нейтральность. «Что же касается лица, выступающего с показаниями по уголовному делу, по которому обвиняемым является его предполагаемый соучастник и по которому само это лицо изначально было признано обвиняемым, то позицию такого лица – в силу его заинтересованности в исходе дела – нельзя рассматривать как процессуально нейтральную», – подчеркивалось в правовой позиции ФПА РФ.