Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 18 марта состоялось заседание расширенной коллегии Минюста России, на котором были подведены итоги деятельности ведомства за 2024 г.
Заседание открыл заместитель Председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев, который отметил, что на Минюст России и на подведомственные ему службы возложена особая ответственность. «Вы на самом деле действительно очень помогаете, когда готовите правовые позиции, а в целом защищаете верховенство нашего закона. И именно за это, пользуясь этой возможностью, хотел бы выразить вам благодарность за ваш труд», – сказал Дмитрий Медведев. Среди безусловных достижений ведомства он отметил то, что в новых субъектах РФ была оперативно налажена работа органов регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры, нотариата, общественных структур, экспертных учреждений.
Дмитрий Медведев обратил внимание на проблемы, связанные с качеством юридической помощи, получаемой гражданами. Он отметил, что в органы государственной власти нередко поступают жалобы, причинами которых становятся ненадлежащее правовое сопровождение, а порой и просто факты мошенничества в данной сфере. В этом контексте Дмитрий Медведев видит смысл и значение инициативы Минюста России, цель которой заключается в профессионализации судебного представительства. «Здесь понятно, что имеется в виду. Это консолидация всех юристов, которые этим занимаются, на площадке адвокатуры», – пояснил он, добавив, что для реализации инициативы идет разработка проекта соответствующего закона.
Говоря об активной работе Минюста России на международном направлении, Дмитрий Медведев упомянул о Петербургском международном юридическом форуме, собирающем на своих площадках тысячи участников из десятков стран мира. Он напомнил, что в этом году форум пройдет в мае, когда в России будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и выразил надежду, что этот юбилей найдет отражение в повестке дня мероприятия.
Далее министр юстиции РФ Константин Чуйченко доложил о результатах работы ведомства за прошедший год, а также определил приоритетные направления деятельности. Одним из важнейших направлений работы, сообщил он, является интеграция новых субъектов в российскую правовую систему. «Этот процесс практически завершен. Обеспечена работа системы регионального публичного управления, деятельность муниципалитетов и бесперебойное функционирование важнейших правовых институтов, таких как нотариат и адвокатура. Жители всех воссоединенных субъектов получают документы российского образца, а региональные органы ЗАГС оказывают услуги по регистрации актов гражданского состояния с учетом экстерриториального принципа. Созданы и успешно действуют территориальные органы ФСИН и ФССП России, экспертные лаборатории. Регламентирован порядок применения российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Урегулированы вопросы судебной системы», – сказал спикер.
Актуальной остается задача образования института мировой юстиции. В настоящее время Минюст России оказывает содействие в подготовке проектов региональных законов, регулирующих порядок назначения и деятельности мировых судей.
На постоянной основе проводится систематизация региональных и муниципальных правовых актов, а также ведомственных актов. Константин Чуйченко сообщил, что за 2024 г. было отменено более 1700 приказов и распоряжений Минюста России, фактически утративших силу. Кроме того, были отменены практически все нормативные правовые акты органов юстиции СССР и РСФСР, которые фактически не применялись, но оставались формально действующими.
Министр отметил, что важным направлением работы остается либерализация уголовного законодательства. В 2024 г. были увеличены пороговые значения крупного и особо крупного ущерба для целей квалификации 36 составов преступлений в сфере экономической деятельности. Это позволило декриминализировать ряд преступлений и перевести их в разряд административных правонарушений.
Сейчас Минюст России разрабатывает проект Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации. Константин Чуйченко пояснил, что большое внимание в проекте уделяется расширению оснований для назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Для выработки конструктивных предложений образован Научно-консультативный совет по совершенствованию уголовной политики. В него вошли практикующие юристы и представители ведущих образовательных и научных организаций.
Приоритетными задачами являются дальнейшее развитие адвокатуры и профессионализация на ее основе судебного представительства. «Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с профессиональным сообществом и пришли к выводу, что адвокатура является оптимальной платформой для объединения профессиональных юристов, защищающих интересы граждан в судебном порядке. У адвокатуры есть все необходимое: сформированная инфраструктура, выверенные своды этических норм и профессиональных стандартов, а также наработанная годами практика их фактического применения», – сказал Константин Чуйченко.
Минюстом России и Федеральной палатой адвокатов были подготовлены конкретные нормотворческие предложения. Они прошли процедуру согласования со всеми заинтересованными государственными органами и в этом году представлены в Правительство РФ. Так, предполагается, что представительство в судах по общему правилу будет осуществляться главным образом адвокатами. Нововведения не затронут близких родственников, государственные юридические бюро, патентных поверенных и ряд иных субъектов, чья деятельность регулируется специальным законодательством. «Особо подчеркну: государство не будет вмешиваться в адвокатскую деятельность. Все необходимые изменения профильного законодательства должны осуществляться строго в соответствии с принципами независимости адвокатуры», – заявил Константин Чуйченко.
Планируется, что консолидация юридической профессии будет реализована в несколько этапов. По словам министра, предусмотренный длительный переходный период для вступления положений закона в силу обеспечит последовательный переход юристов в адвокатуру, а также сохранит доступность и качество юридических услуг.
Особое внимание Константин Чуйченко уделил вопросам нового регулирования нотариальной деятельности. Он подчеркнул, что нотариат выполняет государственную функцию и, исходя из этого, государство должно иметь право контролировать то, каким образом осуществляется нотариальная деятельность, и формировать правила, по которым должен работать нотариат. «Мы не ставим вопрос о возрождении государственного нотариата. Необходимость реформ обусловлена тем, что действующий закон о нотариате в принципе не соответствует текущей правовой парадигме. “Основы законодательства о нотариате” были приняты еще в 1993 г. В дальнейшем в них постоянно вносились бессистемные изменения, которые полностью выхолостили все участие государства в нотариальной деятельности и практически лишили его всех контрольных полномочий. Это привело к злоупотреблениям, коррупционным рискам и недостаточному уровню защиты прав граждан при совершении нотариальных действий», – отметил он.
Минюст России разработал проект нового закона о нотариате. Он уже прошел процедуру публичного обсуждения и был согласован с заинтересованными органами государственной власти. Его рассмотрение и принятие запланированы на 2025 г. Одно из ключевых предлагаемых изменений: реформа системы тарифообразования на нотариальные услуги. Стоимость нотариальных услуг будет регулироваться государством. Будут повышены требования к лицам, желающим стать нотариусами, усилен контроль за отсутствием у кандидатов судимостей. Предполагается, что весь процесс допуска в профессию будут контролировать единые государственные квалификационные комиссии.
Также планируется существенно ограничить институт замещения временно отсутствующего нотариуса. Контроль за нотариусами будет носить комплексный характер и включать в свой предмет как делопроизводство, так и профессиональную деятельность. Предусматривается, что территориальные органы Минюста России и прокуратуры будут наделены правом обращения в суд с исками о прекращении полномочий нотариусов. Кроме того, планируется прекратить совместную компетенцию Минюста России и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов.
Говоря о дальнейшем совершенствовании системы оказания бесплатной юридической помощи, Константин Чуйченко сообщил, что в 2024 г. количество случаев помощи, оказанной только в рамках системы БЮП, выросло на 38% по сравнению с 2023 г. Здесь одним из приоритетных направлений работы остается создание государственных юридических бюро, отметил он. Это основной, наиболее эффективный участник системы бесплатной юридической помощи. На сегодняшний день госюрбюро созданы в 53 российских регионах, они работают при любых чрезвычайных ситуациях, в том числе используя мобильные офисы.
Продолжает работу ведомственная информационная система «Правовая помощь», позволяющая быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатные консультации в удаленном формате. С момента запуска в 10 пилотных регионах через систему оказано уже более 128 тыс. случаев БЮП. Количество посетителей важной части системы – информационного Портала ВПРАВЕ.РФ – за 2024 г. увеличилось более чем в пять раз.
В качестве ключевых задач в сфере взаимодействия с некоммерческим сектором министр выделил снятие бюрократической нагрузки и упрощение административного регулирования. Сегодня в России действуют более 219 тыс. НКО. Процедура их государственной регистрации активно переходит в электронный формат. Уже более 50% заявлений на регистрацию подаются через портал государственных услуг. Это снижает финансовую нагрузку на НКО, освобождая их от уплаты госпошлины и оплаты услуг нотариуса при подаче документов. Минюст России также подготовил законопроект, предусматривающий унификацию отчетности НКО и оптимизацию порядка ее представления. В декабре 2024 г. полноценно заработал ведомственный портал для НКО. Сейчас на портале опубликовано более 3,5 тыс. уставов, а также более 6 тыс. отчетных форм, представленных практически 4 тыс. НКО.
Важной задачей является формирование современной и эффективной системы судебной экспертизы, отметил Константин Чуйченко. Судебно-экспертные учреждения Минюста России присутствуют на всей территории страны. Ежегодно они выполняют свыше 135 тыс. судебных экспертиз и экспертных исследований. В 2024 г. в их практику были введены религиоведческая и этиковедческая экспертизы, а также исследование расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В 2024 г. в Москве было открыто новое здание Российского федерального центра судебной экспертизы. С помощью передового оборудования отечественного производства специалисты Центра могут проводить экспертизы по 72 различным направлениям.
Минюст России реализовал ряд социально значимых законодательных инициатив, направленных на совершенствование принудительного исполнения, отметил Константин Чуйченко. Так, уже в 2025 г. полноценно заработает общедоступный реестр лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов. Министр сообщил, что в 2024 г. ФССП России обеспечила высокий рост взысканных алиментных платежей. На 1 января текущего года он составил 92 млрд руб. Следующими важными шагами станут создание и функционирование реестровой модели исполнительного производства.
Константин Чуйченко подчеркнул значимость продолжения работы по гуманизации уголовно-исполнительной системы, а также ее инфраструктурному развитию. Здесь одной из ключевых задач является развитие сети исправительных центров. На сегодняшний день в них создано более 50 тыс. мест. «В Государственной Думе сейчас рассматривается законопроект, в рамках которого предлагается назначать принудительные работы в качестве самостоятельного вида наказания. При этом более 60 санкций Уголовного кодекса дополняются принудительными работами, что позволит судам более широко использовать их в качестве уголовного наказания. Неоднократно отмечалось, что уровень рецидивной преступности осужденных к принудительным работам существенно ниже, чем после отбывания наказания, связанного с лишением свободы», – сообщил он.
На снижение уровня повторной преступности направлена работа по развитию института пробации. Уже составлено более 32 тыс. индивидуальных программ ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации. С 1 января 2025 г. Закон о пробации заработал в полном объеме. Для помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, создаются центры пробации. Уже сейчас в регионах работают 36 таких центров.
Говоря о модернизации инфраструктуры УИС, министр отметил необходимость скорейшего завершения проектных и изыскательских работ по строительству учреждения объединенного типа на 3 тыс. мест в Калужской области. В этом году также необходимо завершить строительство и ввести в эксплуатацию следственный изолятор на 1 тыс. мест в Республике Татарстан.
Минюст России продолжает активную работу по линии международного сотрудничества в сфере юстиции. За прошедший год подписано шесть международных договоров. «В рамках председательства России в БРИКС мы провели первое в истории объединения Совещание министров юстиции стран БРИКС. В ходе совещания был поддержан проводимый Российской Федерацией внешнеполитический курс в сфере юстиции, направленный на поддержание международного правопорядка, основанного на общепризнанных принципах и нормах международного права, суверенном равенстве государств и взаимном уважении. Все министры юстиции стран БРИКС выступили солидарно по вопросу необходимости создания международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС», – рассказал Константин Чуйченко.
Особо важным направлением, по его словам, является построение «бесшовного» правового пространства в рамках Союзного государства. Так, в декабре 2025 г. был подписан договор с Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений российских и белорусских судов. Документ предусматривает, что с момента вступления его в силу российские и белорусские судебные решения будут исполняться сразу, без необходимости прохождения дополнительной процедуры выдачи экзекватуры.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписаны два важнейших международных договора, подготовленные Минюстом России. Это Соглашение о мерах по взаимной защите граждан от необоснованного преследования иностранными государствами и международными органами юстиции, а также Протокол к российско-белорусскому Договору о равных правах, позволяющий на обоюдной основе российским и белорусским гражданам, постоянно проживающим на территории другой стороны Договора, участвовать в выборах в ее органы местного самоуправления. Совместно с Республикой Беларусь также реализуется проект создания цифровой платформы в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским делам.
В своем выступлении председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас поднял вопрос о расширении возможностей граждан на получение бесплатной юридической помощи. Он отметил, что Дума сейчас рассматривает проект закона о распространении права на получение БЮП в отношении семей, которые имеют трех и более детей.
Далее Андрей Клишас остановился на вопросах «адвокатской монополии», которые назвал проблемными. «Недавно коллегия Министерства юстиции очень подробно, как мне показалось, очень профессионально, спокойно, без лишних эмоций обсудила эти вопросы. Конечно же, мы выступаем за независимость адвокатуры, и, конечно же, вмешательство в деятельность адвоката абсолютно недопустимо, но с учетом все-таки публично-правовой природы адвокатуры необходимо устанавливать правила, и правила эти должно устанавливать государство, в частности в вопросе представительства», – заявил спикер.
Президент ФПА Светлана Володина, комментируя состоявшиеся в ходе заседания расширенной коллегии Минюста России выступления, подчеркнула, что слова об адвокатуре звучали во многих докладах, так как профессионализация судебного представительства на основе адвокатуры – вопрос назревший. Она обратила внимание на слова Дмитрия Медведева о том, что оказание юридической помощи недобросовестными лицами недопустимо. «Вопросам развития адвокатуры было уделено немало внимания. В частности, было отражено сотрудничество с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации по вопросу разработки законодательных предложений о консолидации юридической профессии и профессионализации судебного представительства. Мы глубоко ценим системный подход ведомства в решении данного вопроса, благодарим за понимание и возможность вести диалог», – отметила Светлана Володина.
В завершение заседания состоялась церемония награждения ведомственными наградами Минюста России. Открывая ее, Константин Чуйченко отметил очень большой вклад адвокатуры в решение задач специальной военной операции: 355 адвокатов принимали или принимают в настоящее время участие в СВО, большая часть из них – в качестве добровольцев, вместе с тем, заметил он, 23 адвоката погибли. Министр подчеркнул, что принято решение наградить всех адвокатов – участников СВО ведомственными наградами. В ходе заседания награды были вручены адвокату Тамбовской области Сергею Антонову, адвокату Московской области Михаилу Кудряшову, адвокату Московской области Михаилу Маричеву, адвокату Нижегородской области Григорию Тапилину, президенту АП Республики Башкортостан Булату Юмадилову, адвокату г. Москвы Ирине Якубовой.