×

Денис Новак рассказал о планах Минюста, касающихся разрешения споров онлайн

Замминистра юстиции уверен, что электронные системы альтернативных механизмов разрешения споров позволят расширить доступ граждан к правосудию, а в будущем – разгрузить суды
Фото: Коньков Сергей/Фотохост-агентство ТАСС
Представитель министерства рассказал об этом на круглом столе «Альтернативные способы разрешения споров и цифровое правосудие», который состоялся в рамках Петербургского международного юридического форма.

Выступая на круглом столе, замминистра юстиции напомнил, что в декабре 2017 г. Правительственной комиссией под председательством Д.А. Медведева был утвержден План мероприятий по нормативному регулированию программы «Цифровая экономика».

Этим планом, в частности, предусмотрено создание электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров – электронного арбитража и онлайн-разрешения споров. В связи с этим предусматривалось внесение изменений в несколько законов – Закон о защите прав потребителей, Закон о медиации, Закон об арбитраже (третейском разбирательстве).

Денис Новак при этом оговорился, что, поскольку действующее законодательство о третейском разбирательстве содержит все необходимые возможности для развития электронного арбитража, в этой части нормативное совершенствование не требуется. Изменения коснутся остальных двух законов.

Главным исполнителем создания электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров назначен Минюст, а соисполнителем – Роспотребнадзор, поскольку большая часть споров, которые планируется разрешать с помощью этих инструментов, возникает в процессе покупок в интернет-магазинах.

Денис Новак отметил, что логично разрешать спор, возникший в виртуальном пространстве, в онлайн-режиме. «Когда мы стали обсуждать эту тему, выкристаллизовались два направления. [Первое] – создание таких специализированных технологических платформ, которые бы содержали определенные алгоритмы выдачи рекомендуемых решений при поступлении той или иной жалобы в электронном виде. Причем это происходило бы без участия третьего лица. Второе – создание платформ, которые бы позволяли привлечь то самое нейтральное лицо», – рассказал он.

Он заметил, что уже сейчас можно спрогнозировать возникновение вопроса нейтральности таких платформ. «Если мы даем возможность с помощью технологических алгоритмов разрешать споры, то очевидно, что такой алгоритм должен соответствовать принципу нейтральности, чтобы не предлагать решения, выгодные одной из сторон, – пояснил замминистра юстиции. – [В связи с этим встает вопрос], нужен ли контроль таких платформ со стороны государства». По мнению Дениса Новака, есть два возможных пути: допуск таких платформ или их разработчиков через лицензирование государством либо «не регулировать допуск на входе, а реагировать на поступающие жалобы», отстраняя платформы, принципы действия которых не будут соответствовать определенным стандартам.

Замминистра юстиции сообщил, что на данный момент подготовлено техническое задание на исследование, в рамках которого этот и другие вопросы, касающиеся регулирования разрешения споров в режиме онлайн, необходимо будет решить. «Это права и обязанности сторон спора, а также тех самых нейтральных лиц, которые будут привлекаться к участию в споре; это общие требования к функционалу технологических платформ; это вопросы о том, в каких спорах будут применяться системы онлайн-разрешения споров», – пояснил он, отметив, что начать нужно со споров с участием потребителей, а в будущем, возможно, применять эти системы в отношении предпринимательских споров.

Еще один вопрос, который пока не решен, – распространить онлайн-разрешение споров только на те отношения, которые возникли в интернете, или применять этот инструмент и в отношении оффлайн-споров? Замминистра считает, что удобнее начать с первого, но, внося изменения в законодательство, учесть возможность второго.

Денис Новак уверен, что такой инструмент обладает высоким потенциалом с точки зрения защиты прав граждан. Он объяснил, что мало кто пойдет в суд в случае возникновения неприятных ситуаций при покупке недорогих товаров в интернет-магазине. Но если будет создан удобный механизм решения подобных проблем, то граждане чаще смогут защищать свои права. Он считает, что предприниматели также заинтересованы в развитии подобных платформ, поскольку это позволит им сократить издержки: если они смогут предоставить своим клиентам алгоритм, заслуживающий доверия и предоставляющий решения, близкие к тому, которые выносят традиционные суды, то предпринимателям выгоднее будет решить спор напрямую с потребителем, а не тратить время и средства на судебное разбирательство.

Замминистра юстиции уверен, что развитие электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров позволит расширить доступ граждан к правосудию, в будущем расширить охват споров, разрешаемых в онлайн-режиме, и таким образом разгрузить суды.

Рассказать:
Яндекс.Метрика