×

Действующий Закон об адвокатуре не полностью отвечает современным потребностям рынка юрпомощи

Об этом заявил министр юстиции Константин Чуйченко, выступая на Х Всероссийском съезде адвокатов
Фото: МИА «Россия сегодня»
Как сообщил министр, в связи с этим ведомство готовит законопроект, который, в частности, направлен на решение таких проблем, как ограниченность организационно-правовых форм адвокатских образований, невозможность заключения соглашения об оказании юридической помощи между адвокатским образованием и доверителем и невозможность осуществления адвокатской деятельности по трудовому договору.

15 апреля в Москве проходит Х Всероссийский съезд адвокатов, участие в котором принимает и министр юстиции РФ Константин Чуйченко. Как отмечает пресс-служба ФПА, предоставляя министру слово, президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко напомнил, что решающую роль в решении вопроса о повышении ставок защитникам по назначению в 2018 г. сыграли Дмитрий Медведев, тогда занимавший должность председателя правительства, а также Константин Чуйченко, бывший его заместителем и руководителем аппарата Правительства РФ.

Читайте также
Правительство РФ постановило поднять ставки защитникам по назначению
С 2019 г. минимальное вознаграждение за один рабочий день в дневное время будет составлять 900 руб., с 2020 г. – 1250 руб., с 2021 г. – 1500 руб.
11 Октября 2018 Новости

В своем выступлении Константин Чуйченко напомнил, что право на получение квалифицированной юридической помощи является одним из ключевых прав человека, а гарантированность реализации такого права – необходимая предпосылка для обеспечения эффективной защиты прав любого лица.

Адвокатура, подчеркнул он, исторически является традиционным гарантом реализации этого конституционного положения и одним из системообразующих институтов правового государства и гражданского общества. И одной из приоритетных задач Минюста России является развитие и совершенствование законодательства об адвокатской деятельности. От эффективности этой работы, правильности и сбалансированности выбранных регуляторных решений зависит дальнейшее развитие адвокатуры, пополнение ее квалифицированными кадрами и, в конечном итоге, укрепление правосудия и уровня правовой защиты граждан, пояснил министр.

Как отметил Константин Чуйченко, Министерство юстиции исходит из того, что гарантированность права на квалифицированную юридическую помощь по смыслу ст. 48 Конституции предполагает создание государством нормативных предпосылок как для доступности юридической помощи по количеству оказывающих ее лиц, так и для поддержания необходимого уровня их профессиональной квалификации. Он добавил: Конституционный Суд неоднократно указывал, что юридические услуги воплощают в себе публичный интерес, а их оказание имеет публично-правовое значение.

«В связи с этим адвокатура, обеспечивая реализацию прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, должна осознавать свою ответственность перед гражданским обществом и государством и обеспечивать настройку инструментов саморегулирования таким образом, чтобы обеспечить ожидаемый уровень зашиты прав граждан и юридических лиц», – подчеркнул министр.

Константин Чуйченко
Министр юстиции
Задача Минюста России как регулятора состоит в том, чтобы обеспечить баланс между независимостью адвокатуры и ее ответственностью перед гражданским обществом в той мере, в которой она обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Он сообщил, что, по мнению Минюста, существующее регулирование адвокатской деятельности пока не создает точек роста для развития института адвокатуры, а конфигурация действующего Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре не полностью отвечает современным потребностям рынка юридической помощи и не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими вне корпорации, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос.

Константин Чуйченко выделил ряд основных проблем, требующих первоочередной нормативной актуализации: ограниченность определенных Законом об адвокатуре организационно-правовых форм адвокатских образований, невозможность заключения соглашения об оказании юридической помощи между адвокатским образованием и доверителем, невозможность осуществления адвокатской деятельности по трудовому договору. Эти и другие особенности законодательства об адвокатуре и практики его применения объясняют причины малочисленности адвокатского корпуса. А у большинства высокопрофессиональных юристов, практикующих вне адвокатуры по гражданским и коммерческим делам и осуществляющих правовое сопровождение бизнеса, отсутствует какая-либо мотивация для вступления в ряды корпорации, что снижает конкурентоспособность адвокатуры по отношению к другим участникам юридического рынка.

В связи с этим Минюст России осуществляет подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в Закон об адвокатуре. Помимо решения обозначенных проблем законопроект предусматривает создание единого государственного реестра адвокатов, который будет единственным достоверным, публичным и актуальным источником информации об адвокатах как для граждан, так и для правоохранительных органов и судов. Работа над реестром ведется ведомством уже сейчас в рамках реализации ведомственной программы цифровой трансформации. При этом Министерство юстиции намерено обеспечить информационное взаимодействие между своей информационной системой и Комплексной информационной системой адвокатуры России.

По словам Константина Чуйченко, законопроект также будет содержать положение о возможности изготовления и выдачи ордера на исполнение поручения с использованием электронной цифровой подписи, а также предоставления ордера государственным органам и должностным лицам посредством электронных средств связи. Будут созданы правовые предпосылки для создания реестра электронных ордеров.

Министр юстиции отметил, что ведомство в целом поддерживает цифровизацию адвокатуры, которая должна оптимизировать и сделать прозрачным ряд процессов и процедур. По его словам, положительной оценки заслуживает инициатива по созданию системы автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению. Реализация этого проекта позволит исключить влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Кроме того, он высказал мнение, что следует продолжать развивать механизмы допуска к адвокатской профессии, формировать высокие стандарты качества юридических услуг, совершенствовать механизмы контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами, и соблюдением ими правил профессиональной этики. Требуется более активное участие адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи и в правовом просвещении граждан.

Константин Чуйченко предложил в мае 2021 г. организовать на площадке Минюста России с участием ФПА РФ и представителей адвокатских образований встречу для обсуждения основных перспективных направлений развития адвокатуры.

Министр выразил надежду, что X Всероссийский съезд адвокатов будет способствовать дальнейшему развитию корпорации, повышению ее авторитета и престижа, укреплению ее роли как важнейшего публично-правового института. «Необходимо обеспечить сплоченность адвокатского сообщества, приложить необходимые усилия для разрешения всех имеющихся на сегодняшний день проблем и разногласий, обеспечить конструктивный диалог внутри адвокатского сообщества, – заявил Константин Чуйченко. – Желаю участникам Съезда плодотворных дискуссий, выверенных решений, профессиональных творческих успехов и удачи в вашей благородной работе».

За ходом работы Съезда можно наблюдать в прямом эфире на сайте ФПА.

Рассказать:
Яндекс.Метрика