Генеральная прокуратура РФ подготовила проект приказа об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, после принятия которого действующие на сегодняшний день Приказ генпрокурора от 26 января 2017 г. № 33 и Указание генпрокурора от 10 октября 2018 г. № 653/36 об усилении такого прокурорского надзора утратят свою силу.
Как указано, документ направлен на совершенствование организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и их расследовании.
В предлагаемом приказе, в частности, отмечается, что в необходимых случаях ход проведения процессуальных проверок и расследования преступлений прокурору нужно будет брать на контроль, а их результаты заслушивать с участием руководителей органов дознания. Будет уделяться внимание и соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства: так, в случае выявления нарушений органами дознания разумного срока при проведении процессуальных проверок и расследовании преступлений прокурору необходимо принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
«В случае умышленного непринятия мер к поиску совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, повлекшего истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, направлять материалы в отношении виновных в этом должностных лиц в следственный орган для решения вопроса об их уголовном преследовании», – указано в проекте приказа.
В соответствии с поправками прокуроры будут обращать внимание на соблюдение при производстве экспертных исследований требований УПК РФ, в том числе касающихся обеспечения принципа независимости эксперта, а также его компетентности, включая наличие аттестации на право самостоятельного производства экспертизы и лицензии, если этого требуют нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.
В документе подчеркнуто, что, оценивая обоснованность проведения органами дознания неотложных следственных действий, необходимо акцентировать внимание на наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
В проекте приказа содержится требование о пресечении прокурорами немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. Также указано, что мерами прокурорского реагирования будут пресекаться случаи возбуждения уголовных дел в отношении неустановленного лица по факту совершенного преступного деяния при наличии достаточных данных о его совершении конкретным лицом.
В документе отмечено, что, признавая постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в течение 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, прокурору необходимо будет отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При этом оговаривается, что указанное полномочие следует использовать только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.
В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления прокуроры должны будут давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств. При этом они должны будут исключить дачу немотивированных письменных указаний, содержащих перечень вытекающих из полномочий дознавателя очевидных следственных действий, без учета конкретных обстоятельств произошедшего.
Помимо этого в проекте приказа указано, что, изучая законность постановлений о приостановлении производства дознания по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, прокуроры должны применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с оперативно-служебными документами. Подчеркивается, что им будет необходимо пресекать факты вынесения дознавателями незаконных постановлений о приостановлении предварительного расследования вместо продления его сроков.
Отмечается, что прокуроры должны внимательно и взвешенно подходить к вопросу о согласии с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по уголовным делам о преступлениях, ответственности за совершение которых подлежат лица, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за определенное правонарушение.
Согласно проекту приказа, решая вопрос об обоснованности возобновления производства по истечении срока давности, прокурор должен тщательно анализировать, имеется ли необходимость дополнительной проверки новых значимых обстоятельств по делу.
В соответствии с проектом планируется организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах процессуальных и прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в ЕСПЧ являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора. «В случае инициированной процедуры рассмотрения жалобы в ЕСПЧ (на всех этапах, начиная от подачи жалобы в судебный орган и до исполнения постановления ЕСПЧ) безотлагательно осуществлять постановку на контроль материалов проверок и уголовных дел, организовать их изучение на предмет законности действий должностных лиц и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами дознания и органами прокуратуры мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. При наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования», – указано в тексте документа.
Адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов отметил, что проектируемый приказ не создает ничего процедурно нового и принимается с большим запозданием в развитие изменений, внесенных в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. «К глубокому сожалению, сократить нарушения со стороны органов дознания можно только более колоссальным увеличением качества и количества штатного персонала», – считает Сергей Гревцов.
Адвокат отметил, что все предлагаемые изменения с практической точки зрения не значимы, поскольку и ранее по факту процесс надзора за дознанием был устроен именно таким образом, а приказ лишь закрепит процедуры в определенной форме. Он добавил, что формально приказ обязателен лишь для органов прокуратуры, и для того, чтобы оценить его влияние на дознание – нужно дождаться корреспондирующего ему приказа МВД.
Вместе с тем эксперт полагает, что новый приказ должен привести к сокращению нарушений со стороны прокуратуры, поскольку он позволит гражданам мотивированно требовать совершения прокурорами определенных действий. Сергей Гревцов также обратил внимание, что данные изменения имеют огромное практическое значение для потерпевшего и обвиняемого, поскольку позволяют понять правила работы надзора за дознанием и понять его пределы.
В свою очередь профессор Санкт-Петербургского государственного университета, д.ю.н., адвокат Красноярской коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» Александр Назаров не сомневается в том, что новый детализированный приказ генпрокурора необходим и значим, поскольку должен сократить нарушения со стороны органов дознания и следствия, особенно по срокам и качеству доследственных проверок и предварительного расследования.
Адвокат отметил, что по ряду дел, особенно по преступлениям экономической направленности, надзирающий прокурор свыше десятка раз отменяет постановления дознавателя (оперативного сотрудника) об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет ему вновь и вновь эти материалы на новую проверку. «Причем дознаватели, не стесняясь высокого статуса прокурора, одним из пунктов констатирующей части своего “отказного” постановления закладывают тезис: “ходатайствовать перед прокурором об отмене данного постановления и направлении материалов на дополнительную проверку”», – подчеркнул Александр Назаров.
Адвокат поделился, что по одному из уголовных дел в Красноярске доследственная проверка при таком прокурорском надзоре проводилась свыше четырех лет – вместо максимальных 30 суток по действующему УПК. «Кстати, и уголовное дело было затем возбуждено в отношении “неустановленного лица”, хотя это в единственном числе учредитель, директор и бухгалтер фирмы-нарушителя. Заканчивается третий месяц расследования этого дела, а лицо так и “не установлено”», – добавил Александр Назаров.
По словам адвоката, действие нового приказа будет направлено в том числе и против подобных ситуаций. Причем, если должностные лица умышленно пропустят сроки давности привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, то для таких халатных дознавателей и следователей, как указано в тексте проекта приказа генпрокурора, ставится вопрос об уголовном преследовании, подчеркнул Александр Назаров.