17 августа адвокату АП Московской области Ирине Бирюковой по электронной почте поступило уведомление следователя СУ СК России по Ярославской области. В документе сообщается, что в связи с проведением проверки по сообщениям из средств массовой информации об угрозах неустановленных лиц в адрес адвоката ей надлежит явиться 20 августа в первый отдел по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Ярославской области для дачи объяснений.
В уведомлении также указано, что для участия в процессуальном действии Ирина Бирюкова вправе пригласить адвоката, а при наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, она или лицо, представляющее ее интересы, должны заранее уведомить следователя по телефону или иным способом и представить письменное заявление.
Напомним, чуть ранее (16 августа) МВД России передало запрос ФПА РФ о предоставлении государственной защиты Ирине Бирюковой и ее дочери в СУ СК по Ярославской области для рассмотрения по существу. Исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков тогда заметил, что обращение Федеральной палаты адвокатов было основано не на Законе о госзащите, а на Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре, в котором установлены гарантии независимости адвоката, в том числе предусматривающие, что адвокат, члены его семьи и его имущество находятся под государственной защитой. Он пояснил, что Закон об адвокатуре, в отличие от Закона о госзащите участников уголовного судопроизводства, не устанавливает таких оснований для принятия указанных мер, как наличие уголовного дела или стадии проверки заявления о преступлении, поскольку необходимость защиты адвоката может возникнуть и вне уголовного дела. «Именно это имел в виду законодатель, формулируя данную норму о государственной защите адвоката», – отметил он, подчеркнув, что реализация мер государственной защиты адвоката данным законом возложена на органы внутренних дел.
Ирина Бирюкова сообщила «АГ», что направила в адрес следователя письменные подробные объяснения по факту угроз в ее адрес. «Я сообщила следователю, что готова письменно ответить на поставленные вопросы, а также попросила проверить дополнительную информацию, указанную мной в объяснениях», – добавила адвокат.
Комментируя свое решение, Ирина Бирюкова пояснила, что лично явиться для дачи разъяснений не сможет, поскольку находится за рубежом и до решения вопроса об обеспечении государственной защитой ее и ее дочери или до момента, когда она будет уверена, что ей не грозит опасность, не вернется. На вопрос «АГ» о дальнейших действиях Ирина Бирюкова ответила, что будет ждать решения, которое примет следственный орган.
Председатель Комиссии АП Московской области по защите профессиональных и социальных прав адвокатов Вадим Логинов в комментарии «АГ» обратил внимание, что следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ярославской области обращался к нему еще 7 августа и сообщил о готовности выполнить просьбу о предоставлении госзащиты Ирине Бирюковой и ее дочери, однако в соответствии с УПК РФ он обязан опросить ее или ее представителя, так как она находится за рубежом. «Контактные данные следователя были доведены до сведения Ирины Бирюковой 8 августа. Я сообщил, что готов съездить в Ярославль в качестве представителя палаты, и попросил предоставить конкретную информацию об источнике угроз. Она поблагодарила и сообщила, что у нее есть и адвокаты, и представители. Мы посчитали вопрос на тот период исчерпанным», – пояснил Вадим Логинов.
Он указал, что запрос следователя по особо важным делам поступил также 17 августа и в комиссию. Следователь, в частности, просит содействия у АП Московской области, поскольку адвокат Ирина Бирюкова не вышла на связь со следственными органами и ее местоположение не установлено. В документе поставлены три вопроса: обращалась ли адвокат лично в адвокатскую палату относительно угроз в ее адрес; беседовала ли с кем-либо относительно угроз в ее адрес, сообщала ли лично какие-либо сведения относительно вышеуказанных угроз; предоставляла ли адвокат свои контактные данные и сообщала ли сведения о своем месте проживания.
Вадим Логинов подчеркнул, что запрос был сразу доведен до руководства палаты и Ирины Бирюковой. В ответ адвокат прислала в комиссию все материалы, заявления и ходатайства по данному вопросу.
«Ирина Бирюкова сделала все процессуально грамотно и правильно. Однако она не учитывает, что следователю необходим представитель с надлежащими полномочиями для опроса в рамках доследственной процессуальной проверки. Иначе из этого процессуального тупика не выбраться. Насколько мне известно, Ирина Бирюкова направила следователю по электронной почте исчерпывающие объяснения по данному факту в рамках доследственной процессуальной проверки. В то же время мы понимаем, что и адрес электронной почты может быть подменен, и доступ к ящику может быть взломан. Следователю необходимо идентифицировать ее личность или личность ее представителя», – пояснил Вадим Логинов, добавив при этом, что на запрос следователя комиссия пока не ответила.
Кроме того, Вадим Логинов подчеркнул, что факт нахождения человека за рубежом и отсутствие связи его представителя либо адвоката с правоохранительными органами «стопорят» принятие процессуального решения по обеспечению государственной защитой.
Похожую позицию высказал в своем комментарии и исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков. Он отметил, что получение объяснения от заявителя в рамках проверки сообщения о преступлении – процедура не только обычная, но и обязательная, в том числе необходимая для принятия процессуального решения о мерах по государственной защите участника судопроизводства.
«Можно, конечно, сформулировать свою позицию и без явки к следователю, направив ее в орган расследования, однако нет определенной уверенности, что такое отступление от существующего порядка удовлетворит следствие и приблизит адвоката к желаемому результату», – пояснил Андрей Сучков.