×

Кандидатов в присяжные хотят заранее проверять на отсутствие непогашенной судимости

Предлагается наделить муниципальные власти правом направлять соответствующие запросы в органы МВД при формировании списков кандидатов в присяжные
Фото: «Новая адвокатская газета»
Эксперты «АГ» разошлись в оценке законопроекта. Один из них счел поправки абсолютно бесполезными, отметив, что рассылка таких запросов и составление ответов на них займут массу времени, тогда как в ходе судебного заседания выявление этой информации может занять всего несколько минут. Другой, напротив, полагает, что принятие законопроекта перенесет бремя проверки сведений о судимости кандидатов в присяжные на досудебный этап формирования списков и сократит сроки рассмотрения дела в суде.

В Госдуму внесен законопроект № 397356-7, которым предлагается изменить положения ст. 6 Закона о присяжных заседателях, наделив исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований правом направлять в территориальные органы МВД субъектов РФ запросы о представлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости у кандидатов в присяжные или документов, содержащих такие сведения. Кроме того, предлагается установить административную ответственность за непредставление таких сведений по статье 17.6 КоАП РФ.

Как указывается в пояснительной записке, при формировании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели органы местного самоуправления испытывают затруднения при получении сведений о наличии или отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости, получая отказы от территориальных органов МВД под предлогом того, что такая их обязанность не предусмотрена законодательством.

Как указали авторы поправок, по смыслу п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о присяжных сведения о факте уголовного преследования в отношении присяжного заседателя и кандидата в присяжные заседатели могут быть получены только судом в порядке, установленном УПК РФ. Вместе с тем требования п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона, в соответствии с которыми присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, имеющие в том числе непогашенную или неснятую судимость, должны реализовываться уже при формировании списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Таким образом, в целях соблюдения требований данного законоположения необходимо еще на стадии формирования списков кандидатов в присяжные исключить лиц, которые имеют неснятую или непогашенную судимость.

Адвокат АП Ленинградской области Руслан Айдамиров оценил поправки как абсолютно бесполезные. Он пояснил, что согласно законопроекту муниципальным чиновникам, ответственным за составление списка кандидатов в присяжные заседатели, для того чтобы выявить, кто из них имеет непогашенную судимость, придется затратить массу времени, рассылая запросы. Не меньшее количество времени затратят и сотрудники МВД, отвечая на такие запросы.

Между тем, отметил Руслан Айдамиров, выяснить, кто из кандидатов в присяжные заседатели имеет непогашенную судимость, совсем не сложно в ходе судебного заседания, в котором происходит отбор коллегии: как правило, граждане не утаивают такую информацию о себе; при этом наличие непогашенной судимости кандидата в присяжные заседатели в судебном заседании можно выявить, затратив лишь несколько минут. «Таким образом, того же результата – выявления граждан, имеющих непогашенную судимость, – можно достичь, затратив гораздо меньше времени», – подчеркнул адвокат.

Вторая проблема, по мнению Руслана Айдамирова, заключается в том, что в ответ на свой запрос чиновник получит информацию, актуальную лишь на момент подачи запроса. При этом, согласно закону, с течением времени судимость может быть погашена. «Закон предусматривает, что присяжным заседателем не может быть лицо, имеющее непогашенную/неснятую судимость на момент рассмотрения уголовного дела, а не на момент составления списка кандидатов в присяжные заседатели. Таким образом, на практике может сложиться ситуация, когда гражданин не будет включен в список кандидатов в присяжные из-за наличия у него судимости, а через непродолжительное время судимость будет погашена, препятствие для внесения в список отпадет, но такой гражданин в список уже не попадет», – заметил эксперт, добавив, что это может произойти только через 4 года при составлении новых списков кандидатов.

Иную точку зрения высказал советник ФПА РФ Сергей Насонов, который считает, что законопроект следует поддержать по нескольким причинам. Так, он отметил, что поправки восполняют пробел в нормативном регулировании, поскольку наделение муниципальных властей полномочием на истребование от органов МВД сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости у кандидатов в присяжные обеспечит исключение судимых лиц из общего и запасного списков и обеспечит большее соответствие кандидатов цензу добропорядочности.

Также, по мнению Сергея Насонова, принятие законопроекта перенесет бремя проверки сведений о судимости кандидатов в присяжные со стадии судебного разбирательства на досудебный этап формирования списков. «Это автоматически повлечет сокращение сроков рассмотрения дела в суде, исключит ненужные задержки с составлением предварительных списков кандидатов в присяжные заседатели в суде, обеспечит право обвиняемых на рассмотрение дела в разумный срок», – считает эксперт.

Ключевое значение новации, изложенной в законопроекте, по словам Сергея Насонова, состоит в создании дополнительной гарантии достоверности сведений, сообщаемых присяжными заседателями в ходе судебного формирования их коллегии. «Сообщение кандидатом в присяжные, вошедшим в состав коллегии, недостоверных сведений об отсутствии непогашенной судимости влечет фатальные последствия для приговора суда. В 100% случаев он будет отменен при выявлении указанного обстоятельства. Отмена приговора в рассматриваемой ситуации является крайне негативным фактором, поскольку приводит к нарушению права обвиняемого на правосудие в разумный срок, длительным срокам содержания под стражей, сложности повторного рассмотрения дела в суде присяжных и т.д.», – пояснил он. Таким образом, предлагаемые поправки обеспечивают адекватную проверку сведений об отсутствии судимостей у кандидатов в присяжные заседатели.

Рассказать:
Дискуссии
Реформа суда присяжных
Реформа суда присяжных
Уголовное право и процесс
07 Июня 2018