15 октября Конституционный Суд вынес Определение № 2631-О/2024 по жалобе на неконституционность ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса, ст. 1 и п. 3 ст. 2 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В 2014 г. многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В 2016 г. Ян Антуфьев по договору купли-продажи приобрел 143/551 доли в праве общей собственности на квартиру общей площадью 104,3 кв. м в этом доме. В 2019 г. МКД был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с планируемой датой окончания расселения – 30 сентября 2024 г.
В 2020 г. администрация муниципального образования приняла решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, с предоставлением возмещения собственникам помещений. 22 августа 2020 г. Ян Антуфьев обратился в администрацию с заявлением о предоставлении другого равнозначного по площади жилого помещения взамен изымаемого без доплаты. В связи с тем что ему не было предоставлено другое жилье, он обратился в суд с иском о возложении на администрацию обязанности предоставить во внеочередном порядке в собственность благоустроенное жилое помещение не менее 27,07 кв. м взамен изымаемого без возмещения разницы в их стоимости.
Городской суд решением от 27 декабря 2021 г. частично удовлетворил его требования, признав за Яном Антуфьевым право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, состоящего из одной комнаты не менее 27,07 кв. м, ранее срока переселения, установленного региональной адресной программой, ввиду того что проживание в аварийном и подлежащем сносу доме опасно для жизни и здоровья. Суд не установил оснований для освобождения заявителя от возмещения разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, если таковая потребуется. С данным решением согласились суды вышестоящих инстанций, а Верховный Суд не стал рассматривать кассационную жалобу по делу.
В жалобе в Конституционный Суд Ян Антуфьев указал, что ч. 8 ст. 32 ЖК, ст. 1 и п. 3 ст. 2 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ противоречат Конституции, поскольку не отвечают требованиям ясности, точности и непротиворечивости и позволяют правоприменителям, в том числе судам, обязывать собственников жилых помещений производить доплату за предоставляемое взамен изымаемого жилое помещение.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС отметил, что, принимая во внимание гарантии права на жилище и защиты частной собственности от произвольного изъятия, закрепленные в Конституции, федеральный законодатель в ст. 32 ЖК предусмотрел в качестве меры социальной поддержки для собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в том числе вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, предоставление им взамен изымаемых жилых помещений возмещения за счет бюджетных средств, а также возможность получения другого жилого помещения, если будет достигнуто соглашение об этом.
Конституционный Суд заметил, что уже обращался к оценке ст. 32 ЖК, указав, что сама по себе она не может рассматриваться как нарушающая конституционные права (Определение № 429-О/2018). При этом право на получение другого благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания непосредственно из Конституции не вытекает, условия его реализации, их введение, отмена, установление круга получателей относятся к полномочиям законодателя, который ввел оспариваемую норму в том числе в целях воспрепятствования злоупотреблениям в данной сфере, предоставлению необоснованных преимуществ за счет жилищного фонда, находящегося в публичной собственности.
Как пояснил КС, регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены дома, в том числе многоквартирные, и закрепляя право собственников жилых помещений в таких домах на справедливое возмещение за изымаемое помещение, ч. 1 ст. 32 ЖК обеспечивает права этих собственников и отвечает их интересам (Определение № 3108-О/2022). Части 8 и 10 той же статьи, предусматривая возможность как принудительного изъятия жилых помещений по решению суда, так и договорного способа их передачи, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания Конституции о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для публичных нужд без предварительного и равноценного возмещения (Постановление КС № 20-П/2023; определения № 528-О/2021 и № 1187-О/2021).
Обращаясь к вопросу о необходимости предоставления взамен жилого помещения, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другого жилого помещения − применительно к ч. 8 ст. 32 ЖК − Конституционный Суд отмечал, что данная норма не предполагает обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения, действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон (постановления № 20-П/2023 и № 21-П/2024; Определение № 1333-О/2023).
Как заметил Суд, ч. 8 ст. 32 ЖК в аспекте необходимости доплаты гражданами за жилое помещение, предоставленное взамен изымаемого, ранее оспаривалась в жалобах, направляемых ему. Вынося решения об отказе в принятии к рассмотрению такого рода жалоб, он указывал, что данное законоположение как по буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, учитывает специфику отношений в жилищной сфере, предоставляя государственным органам и органам местного самоуправления, принявшим решение об изъятии земельного участка для публичных нужд, возможность предложить собственникам помещений заключить договор о предоставлении взамен другого жилья с доплатой за него, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определения № 3434-О/2022 и № 1554-О/2023). Соответственно, указал Конституционный Суд, эта норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Кроме того, из представленных материалов не следует, отметил КС, что Ян Антуфьев, приобретая доли в праве общей собственности на квартиру, был лишен возможности получить информацию о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, в котором эта квартира расположена и физическое состояние которого диктовало такую необходимость исходя из требований разумности и добросовестности, адресованных участникам гражданского оборота. Конституционный Суд пояснил, что ст. 1 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, устанавливающая его общие цели, а равно п. 3 ст. 2 о том, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с нормами Жилищного кодекса, носят бланкетный характер и не затрагивают вопросы доплаты за предоставляемое взамен изымаемого жилое помещение при переселении граждан из аварийного жилья.
Доводы заявителя свидетельствуют о том, что фактически он связывает нарушение своих прав с судебным толкованием ч. 8 ст. 32 ЖК в той мере, в какой она позволяет судам возлагать на собственника обязанность по выплате разницы в стоимости предоставляемого и изымаемого жилых помещений, если первая окажется выше выкупной цены. При этом, указал Конституционный Суд, несмотря на упоминание в вынесенных по делу Яна Антуфьева судебных постановлениях указанных норм Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ, доказательств их фактического применения судом в качестве основания для отказа в удовлетворении его требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования предоставить в собственность жилое помещение взамен изъятого для муниципальных нужд аварийного жилья во внеочередном порядке без возмещения разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений не усматривается.
Как заметил КС, он неоднократно отмечал, что само по себе упоминание обжалуемого нормативного положения в тексте судебного постановления еще не свидетельствует о его применении судом (Постановление от № 5-П/2016; определения № 625-О/2020; № 136-О/2021 и др.). Следовательно жалоба в этой части также не может быть принята к рассмотрению как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд. Он добавил, что установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, выбор норм, подлежащих применению с учетом этих обстоятельств, не входят в его полномочия.
Комментируя определение, адвокат, руководитель общественной приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Марина Артякова назвала его обоснованным. Она отметила, что, отказывая в удовлетворении исковых требований в части освобождения истца от возмещения разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, если таковая потребуется, суд первой инстанции исходил из того, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Адвокат пояснила, что государственным органам и органам местного самоуправления, принявшим решение об изъятии земельного участка для публичных нужд, предоставляется возможность предложить собственникам помещений заключить договор о предоставлении другого жилья с доплатой за него. Такой способ их передачи, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывает принцип свободы договора, направлен на защиту интересов собственников изымаемых помещений и не нарушает их прав. «Суд справедливо обратил внимание, что заявитель, приобретая доли в праве общей собственности на квартиру в 2016 г., не был лишен возможности получить информацию о признании многоквартирного дома в 2014 г. аварийным и подлежащим сносу и физическое состояние МКД диктовало такую необходимость», − полагает она.
По мнению Марины Артяковой, заявитель злоупотребляет своим правом, желая получить аналогичное жилье в благоустроенном жилом доме без выплаты разницы в стоимости предоставляемого и изымаемого жилых помещений.
Руководитель коммерческой практики АБ «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Жанна Колесникова также посчитала, что Конституционный Суд верно отказал в принятии к рассмотрению жалобы по «процессуальным основаниям». Оспариваемая норма ч. 8 ст. 32 ЖК не устанавливает предоставление иного жилья взамен изымаемого в качестве единственного варианта. Напротив, она устанавливает право уполномоченных органов предложить бывшему собственнику взамен денежной компенсации иное жилье. И только сам собственник в итоге выбирает, получит он компенсацию или иное жилое помещение взамен изъятого. В этой связи данная норма не может нарушать конституционные права граждан, поскольку она не устанавливает какое-либо правило, указала она.
«При этом очень часто предлагаемая муниципалитетом компенсация за изымаемое жилье не позволяет приобрести взамен что-то пригодное для проживания аналогичной площади и/или расположения. А при выборе второго варианта собственник изымаемого жилья практически неминуемо столкнется с необходимостью выплатить муниципалитету разницу между изымаемым и предоставляемым жильем, зачастую неподъемную для людей, живущих в аварийных домах. Однако проблема эта должна решаться не Конституционным Судом», − считает Жанна Колесникова.
Эксперт обратила внимание на признаки недобросовестного поведения со стороны самого заявителя, о которых вскользь упомянул КС. Так, заявитель купил долю в праве на изымаемую квартиру через два года после признания дома аварийным, а значит, должен был понимать, что именно он покупает. Возможно, единственной целью такой покупки было получение в будущем взамен доли в непригодной для проживания квартире отдельного благоустроенного жилья. Поэтому с этой точки зрения последовательный отказ судов освободить заявителя от выплаты разницы в стоимости изымаемой доли и предоставляемой квартиры выглядит вполне логичным, заключила она.
Как отметила частнопрактикующий юрист Светлана Костякова, КС правильно напомнил о том, что ч. 8 ст. 32 ЖК не предполагает обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношений, действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Таким образом, вопрос о доплате для приобретения нового жилого помещения в данном случае является добровольным волеизъявлением лица, выбравшего один из предложенных ему законодателем вариантов, а не обязанностью, установленной законодателем.
Светлана Костякова обратила внимание на то, что КС помимо толкования ч. 8 ст. 32 ЖК делает упор на правоприменительную практику, тем самым не только направляя нижестоящие суды на правильный путь при разрешении подобных ситуаций, но и напоминая, что существование иных точек зрения, выраженных в судебных актах нижестоящих судов по данному вопросу, во-первых, не делает их верными, а во-вторых, не является основанием для принятия поданной жалобы в КС.