Минюст России вынес на общественное обсуждение проект приказа об изменении правил внутреннего распорядка в СИЗО, исправительных учреждениях и исправительных центрах.
Как следует из документа, заключенных, в частности, планируется наделить правом подавать через администрацию СИЗО заявление о выдаче и замене паспорта гражданина РФ со всеми нужными документами. При отсутствии денег на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого расходы, связанные с оформлением этого документа, будут осуществляться за счет федерального бюджета. Заключенные также получат право на обращение к начальнику пенитенциарного учреждения для удостоверения заявления о госрегистрации прекращения ими деятельности в качестве ИП.
Проектом приказа также конкретизируются отдельные положения касательно свиданий: на свидание с лицами, содержащимися в СИЗО, а также с осужденными к лишению свободы будут допускаться несовершеннолетние в сопровождении двух совершеннолетних лиц, при этом количество несовершеннолетних посетителей не ограничивается. Заключенным также разрешено будет иметь при себе очки в неметаллической оправе, а также тканевые или пластмассовые футляры для них.
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский полагает, что проект приказа Минюста – это очередные, хотя и очень небольшие шаги для улучшения жизни лиц, содержащихся в следственных изоляторах и местах лишения свободы. «Вместе с тем основные положения, касающиеся положения лиц, содержащихся в системе ФСИН России, остались неизменными», – заметил он.
По словам эксперта, Минюст и система ФСИН наконец признали, что заключенные – это граждане России, которые должны иметь действующий паспорт, поэтому поправками уточняется, в каком порядке подозреваемый или обвиняемый может сменить просроченный паспорт или получить новый взамен утраченного. «Существенным является и то, что ИП, находясь в местах лишения свободы, наконец получит возможность закрыть свой бизнес. Это влияет не только на его личное положение, но и на положение его родственников, а также на его возможность возмещать потерпевшим причиненный вред, так как у предпринимателя во время нахождения в колонии постоянно росла налоговая нагрузка и задолженность по страховым взносам во внебюджетные государственные фонды, которая в приоритетном порядке подлежала списанию со счета осужденного», – пояснил Владислав Лапинский.
Адвокат добавил, что теперь осужденный, который помещается в штрафной изолятор, получит право брать с собой очки. «До этого осужденный не мог их брать с собой и становился беспомощным, он не мог читать даже религиозную и учебную литературу, которую было разрешено брать с собою в ШИЗО. Большие трудности при общении с таким осужденным испытывали адвокаты и следователи, особенно при необходимости ознакомления такого лица с процессуальными документами. Некоторые изменения касаются не только самих осужденных, но и их родственников, в частности порядка проведения свиданий. В целом курс, направленный на гуманизацию содержания лиц в условиях изоляции от общества, можно только приветствовать, но очень хотелось бы, чтобы улучшение быта и условий содержания лиц в системе ФСИН происходило быстрее, а изменения были бы более существенными», – полагает Владислав Лапинский.
Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов считает, что документ имеет элементы либеральной направленности и затрагивает интересы широкого круга лиц. «Заключенные в СИЗО, в частности, получат право на получение паспорта с помощью администрации изолятора, это нужно приветствовать, поскольку эта новелла призвана облегчить их положение. Предложения касательно свиданий носят пока что косметический характер. Также следует расценивать положительно возможность для ИП прекратить свой статус предпринимателя во время нахождения в СИЗО. Наделение заключенных, направляемых в ШИЗО, дополнительным правом в том числе на комплект нательной одежды также заслуживает одобрения, это облегчает положение таких граждан, подвергшихся данной суровой мере», – полагает он.
Адвокат АПМО, партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Егор Панин отметил, что проект обновленных Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов и исправительных учреждений не может восприниматься никак иначе, кроме как положительно.
«Несмотря на то что мы уже более тридцати лет назад покончили со старой правовой системой, которая по преимуществу была карательной, запретительной, исходившей из примата интересов государства над личностью, законодатель до сих пор принимает дополнительные меры по обеспечению прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых», – поделился адвокат.
Он считает, что введение в п. 173 Правил внутреннего распорядка понятия «несовершеннолетний» будет способствовать неукоснительному соблюдению прав на свидание детей с их родителями, находящимися в СИЗО. Известно, что ранее именно отсутствие регламентации в законе возраста лиц, которые могут быть допущены на свидание с подозреваемыми или обвиняемыми, позволяло сотрудникам ФСИН произвольно отказывать несовершеннолетним и их законным представителям в свиданиях по тем или иным основаниям. Оспаривание подобного рода решений требовало значительных усилий и не всегда приводило к положительному результату, подчеркнул Егор Панин.
Адвокат обратил внимание, что в последние годы прослеживается положительная динамика в принятии изменений в нормативно-правовые акты, затрагивающие права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых и улучшающие условия содержания под стражей. «Надеемся, что подобного рода тенденции сохранятся, а исполнители не будут чинить дополнительных препятствий для реализации предоставленных заключенным прав», – высказался Егор Панин.
По мнению адвоката АП Новосибирской области Геннадия Черкасова, изменения направлены на снятие избыточных административных барьеров, на гуманизацию отбывания наказания и создание условий для последующей социальной адаптации.
«Отсутствие в перечне разрешенных в карцере и подобных местах очков влечет за собой, с одной стороны, заведомое отступление от этих инструкций, когда персонал разрешает их взять с собой, а, с другой стороны, – это пытка для слабовидящего человека, если очки по инструкции взять не разрешают. Поэтому вполне логично для предлагаемых изменений очки и футляр для них добавить в список разрешенных в карцере вещей. Любые препоны в получении личных документов препятствуют социальной адаптации, поэтому разумно вводимое правило “документировать” лиц, которые не могут оплатить государственную услугу», – пояснил адвокат.
В части закрепления порядка посещения учреждений ФСИН несовершеннолетними для свиданий Геннадий Черкасов отметил два противоположных полюса. С одной стороны, по его мнению, ранее ограждалась психика несовершеннолетних от реалий тюремной жизни, а, с другой стороны, – закрывались возможности общения с близкими. Планируемые изменения оставляют возможность разумного выбора, считает он.
Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова в целом положительно оценила дополнения. «Небольшие, но ощутимые послабления, которые меньше забюрократизированы. Особенно остро стоит проблема с оформлением просроченных паспортов подозреваемых, обвиняемых. Буквально не так давно были внесены изменения в Административный регламент МВД о порядке замены утративших силу паспортов подозреваемых, обвиняемых. Надеемся, что этот пробел будет восполнен, т.к. невозможность заменить паспорт и, как следствие, воспользоваться всеми необходимыми правами (участие в гражданско-правовых сделках, получение пособий и т.д.) для лиц, вина которых еще не доказана и не признана судом, не просто нарушает их законные права, а полностью их блокирует», – прокомментировала адвокат.
Председатель МКА «Норма» Екатерина Белова относительно изменений в части свиданий с ребенком отметила, что данная новелла внесла ясность в ранее действующий Приказ, в п. 173 которого шла речь о «двух совершеннолетних лицах», и в ст. 18 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, в котором возраст родственников вообще не был указан. «Закон не содержит запрета на посещение СИЗО несовершеннолетними, однако сотрудники УФСИН, буквально толкуя Правила внутреннего распорядка, как правило, отказывают в допуске несовершеннолетним лицам, а процесс обжалования незаконных отказов в суде – долгое и весьма хлопотное занятие», – указала адвокат.
Екатерина Белова заметила, что изменения имеют большое значение для реализации прав родителей, находящихся под стражей. Она напомнила, что право на семейную жизнь гарантировано Конституцией РФ, а также признано различными международными договорами по правам человека. «При этом не следует забывать, что лица, находящиеся в СИЗО, в равной степени несут родительские обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей, и логично, что они не должны быть ограничены в родительских правах (при отсутствии, разумеется, соответствующего судебного решения), в том числе в праве на общение с детьми. Вместе с тем не хотелось бы, чтобы возможность увидеться с ребенком использовалась недобросовестными следователями как очередное средство манипулирования позицией обвиняемого», – считает адвокат.
Касательно возможности иметь очки в неметаллической оправе в карцерах, ШИЗО, ПКТ, в одиночных камерах Екатерина Белова полагает это также логичным, учитывая, что лицам, туда помещенным, разрешается иметь печатные издания в ограниченном количестве.
«Возможность замены паспорта за счет бюджетных средств – также необходимая и актуальная мера, позволяющая обвиняемым реализовывать свои гражданские права, самое распространенное из которых – это заключение брака», – резюмировала адвокат.