×

На совещании Совета судей обсудили внедрение современных технологий в работу московских судов

В частности, был затронут вопрос автоматизации обмена документами и структурами данных с Адвокатской палатой г. Москвы для приглашения адвокатов для защиты обвиняемых и оплаты услуг защитников
Фото: пресс-служба ВС РФ
Как отметил и.о. начальника Управления Судебного департамента в г. Москве Егор Игнащенко, с помощью интеграции информационной системы судов общей юрисдикции с АИС АПМ у судей появилась возможность удобным образом формировать заявки на вызов адвоката, в свою очередь адвокатская палата равномерно, непредвзято и независимо распределяет эти заявки среди адвокатов.

12 октября прошло совещание Совета судей РФ, посвященное опыту внедрения современных технологий в работу судов города Москвы. Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов во вступительном слове отметил, что вопрос внедрения современных технологий и электронных сервисов в работу судов активно обсуждался на X Всероссийском съезде судей. «Цифровые технологии должны быть доступны для общества. Мы надеемся, что цифровое правосудие снизит нагрузку на судей, особенно в г. Москве», – подчеркнул он.

Читайте также
X Всероссийский съезд судей начал работу
Председатель Совета судей РФ отметил, что адвокаты во многом помогают обществу формировать мнение о судебной системе
29 ноября 2022 Новости

Председатель Московского городского суда Михаил Птицын представил участников совещания, а также рассказал, что на совещании будут обсуждены четыре проекта использования цифровых технологий, разработанных специально для Московского городского суда, районных судов, участков мировых судей города.

И.о. начальника Управления Судебного департамента в г. Москве Егор Игнащенко представил доклад о возможности граждан взаимодействовать с судами через МФЦ, о направлении документов в суды общей юрисдикции г. Москвы в электронном виде. Он отметил, что по итогам 2022 г. московскими судами общей юрисдикции было рассмотрено более трех миллионов дел и материалов. По словам Егора Игнащенко, для того чтобы справиться с такой серьезной нагрузкой на судей и сотрудников аппаратов судов, необходим качественный, эффективный и удобный инструмент, каким стала Комплексная информационная система судов общей юрисдикции.

Читайте также
Эксперты «АГ» оценили возможность подачи искового заявления в суд через сервис «Мои документы»
Москвичи теперь могут подать исковые заявления и другие документы в суды общей юрисдикции в электронном виде, ознакомиться с аудиозаписью судебных заседаний онлайн, а также получить электронные исполнительные листы ФССП
18 июля 2023 Новости

Он пояснил, что КИС СОЮ – программно-аппаратный комплекс, центральной частью которого является система судебного делопроизводства, которая хранит в себе все сведения о всех делах и материалах, пояснил спикер. «Если граждане направляют в суды документы в бумажном виде, то это формирует дополнительную нагрузку на сотрудников аппарата. Если же исходные документы поступают в электронном виде, то карточка материалов формируется автоматически, и она сразу предзаполняется, снижая нагрузку на судей. При этом направлять документы в электронном виде удобно и просто», – поделился Егор Игнащенко.

Спикер отметил, что на сегодняшний день активно развиваются сервисы «Интерактивный помощник», «Модуль определения подсудности», «Калькулятор госпошлины». Также на Едином портале судов общей юрисдикции г. Москвы функционирует новый и, пожалуй, один из самых важных сервисов – «Личный кабинет». В частности, уже сейчас авторизация происходит с помощью подтвержденной учетной записи Портала госуслуг. Как пояснил Егор Игнащенко, на данный момент с помощью личного кабинета гражданин может подать исковые заявления и другие документы в суд, ознакомиться с материалами электронного дела, в том числе с аудиопротоколами судебных заседаний, а также получить все сведения о ходе судебного разбирательства, о результате удовлетворения соответствующего заявления.

Кроме того, рассказал Егор Игнащенко, у граждан есть возможность по заявлению получить электронный исполнительный лист и сразу его направить на принудительное исполнение в ФССП. Он подчеркнул, что важно не только разработать информационную систему, но и внедрить ее, обучить граждан пользоваться этой системой и обеспечить возможность использования этих информационных сервисов даже гражданами, у которых нет компьютера или Интернета. С этой целью в 2023 г. было организовано взаимодействие судов с МФЦ столицы: «Гражданин, которому необходима судебная защита, приходит в МФЦ, сотрудник центра уточняет, есть ли у него подтвержденная учетная запись портала госуслуг, если ее нет – сразу же ее создает и подтверждает. Затем гражданина направляют в Центр общественного доступа, где есть компьютер с Интернетом, подключенный к вышеназванным судебным сервисам. Его консультируют в зависимости от того, куда гражданин хочет направить документы».

И.о. начальника Управления Судебного департамента в г. Москве добавил, что граждане, которые обратились в МФЦ, могут использовать важный модуль «Интерактивный помощник» – это подсистема сервиса, которая позволяет в диалоговом режиме гражданам, не обладающим юридическими навыками, составить исковое заявление по наиболее востребованным, социально значимым жизненным ситуациям и направить его в электронном виде в суд. «Эффективность работы нашей системы подтверждается устойчивым ростом как количества личных кабинетов на Едином портале, так и количества электронных документов, которые направляют к нам граждане. За три месяца взаимодействия с МФЦ ежемесячно почти 150 граждан обращаются в МФЦ для взаимодействия с судами в электронном виде», – подытожил Егор Игнащенко.

Второй его доклад был посвящен автоматизации обмена документами и структурами данных с Адвокатской палатой г. Москвы для приглашения адвокатов для защиты обвиняемых и оплаты услуг защитников за счет средств федерального бюджета. Егор Игнащенко указал, что первым шагом взаимодействия было создание и внедрение системы учета и контроля процессуальных издержек. Эта система позволяла судьям формировать с помощью шаблона и конструктора постановление на оплату процессуальных издержек адвокатам по назначению. Эти документы в электронном виде сразу поступали в финансовую службу управления Судебного департамента, где на основании данных сведений формировались платежные бухгалтерские документы для Управления Федерального казначейства по г. Москве.

Егор Игнащенко отметил, что с 2018 г. АП г. Москвы ведется работа по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы АИС АПМ, которая автоматизировала работу палаты и распределение заявок на участие адвокатов в делах по назначению. Следующим шагом стала организация электронного взаимодействия между КИС СОЮ и АИС АПМ. По словам спикера, с помощью такой интеграции у судей появилась возможность формировать удобным образом заявки на вызов адвоката и в электронном виде направлять их в адвокатскую палату. В свою очередь АПГМ равномерно, непредвзято и независимо распределяет эти заявки среди адвокатов, которые участвуют в делах по назначению. И далее адвокат с помощью этой системы может сформировать заявку на выплату вознаграждения.

Егор Игнащенко подчеркнул, что адвокат может принять заявку не только со своего рабочего места, но и с мобильного телефона. При формировании заявки на выплату вознаграждения реквизиты заполняются адвокатом один раз, а после сохраняются в системе. Также в систему «вшит» калькулятор тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ № 1240 о возмещении процессуальных издержек. Если судья не согласен с заявлением адвоката в части суммы, он может ее уменьшить, однако при этом он должен в специальном окне мотивировать свое решение, отметил спикер.

«В данном случае у судей появился удобный инструмент для назначения адвоката и для формирования постановления на оплату. У адвоката появились возможность равномерно получать заявки и инструмент для удобного получения вознаграждения за защиту, при этом в личном кабинете он видит статус обработки своей заявки. Система в настоящее время успешно работает не только в московских судах общей юрисдикции, но также в Шестом кассационном суде общей юрисдикции и в судах Республики Татарстан. С начала нашего взаимодействия в 2021 г. постоянно растет количество заявок в электронном виде из судов в адвокатскую палату», – отметил Егор Игнащенко.

Заместитель начальника Управления организационного обеспечения деятельности мировых судей и проверки делопроизводства Департамента по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы Мария Ходилина рассказала об использовании электронных шаблонов для формирования судебных актов мировыми судьями столицы при взыскании штрафов и задолженностей по коммунальным платежам и перед фондом капитального ремонта.

Она отметила простоту требуемых действий при формировании судебных актов по шаблонам. Так, необходимо выбрать нужное дело, затем через команды правой кнопки мыши (не заходя в карточку дела) выбрать подходящий шаблон для формирования документа. В списке к выбору предлагаются только шаблоны, соответствующие результату рассмотрения. Мария Ходилина указала, что функционал информационной системы судебного делопроизводства позволяет формировать индивидуальные шаблоны судебных документов по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях: судебные приказы; определения; решения; постановления; мотивированные решения; сопроводительные письма и иные формы документов.

Мария Ходилина обратила внимание на следующие возможности конструктора шаблонов: создание неограниченного количества индивидуальных шаблонов; выбор их доступности (конкретному пользователю или всем сотрудникам судебного участка); использование в любом деле соответствующей категории; редактирование созданных шаблонов и передача на другой судебный участок.

Заместитель председателя Московского городского суда Максим Ивченко пояснил, что в целях реализации принципа информационной доступности для граждан руководством Мосгорсуда было принято решение на базе Общегородского контактного центра Департамента информационных технологий г. Москвы запустить единую горячую линию для граждан по вопросам организации деятельности московских судов и судебного делопроизводства. Он указал, что перед запуском линии сотрудники контактного центра в судебной канцелярии внимательно изучали вопросы, которые интересуют граждан, готовили алгоритмы решений, после чего на заседаниях Судебной коллегии вырабатывался единый алгоритм.

Максим Ивченко отметил, что Единая справочная служба уже предоставляет сведения о деятельности суда в режиме 24/7. Подобный опыт судов общей юрисдикции г. Москвы планируется распространить на всю территорию России. Служба предоставляет гражданам информацию о процессуальной стадии рассмотрения дела, времени и месте судебного заседания, формировании списка кандидатов в присяжные заседатели. Максим Ивченко особо подчеркнул, что работники контактного центра не имеют возможности попасть во внутреннюю систему суда, что необходимо для защиты персональных данных граждан.

Судья заявил, что технология исключает занятость телефонной линии, и ни одно обращение граждан не остается без ответа. Максим Ивченко продемонстрировал работу горячей линии Московского городского суда во время совещания: он позвонил в контакт-центр, где его оперативно проконсультировали по заданному ему вопросу.

В заключение Виктор Момотов отметил, что на сегодняшний день уровень цифровизации судов уже достаточно высокий: «И это правильно, поскольку внедрение современных технологий необходимо для повышения доверия к судам со стороны граждан, для доступности и прозрачности правосудия».

Рассказать:
Яндекс.Метрика