По сообщению «Известий», Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности был одобрен проект закона «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей”».
Законопроект направлен на реализацию четырех постановлений Конституционного Суда РФ – от 25 февраля 2016 г. № 6-П, от 16 марта 2017 г. № 7-П, от 11 мая 2017 г. № 13-П и от 6 июня 2017 г. № 15-П, которыми были признаны частично неконституционными положения п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Суд счел их ограничивающими возможность рассмотрения уголовных дел женщин, а также мужчин старше 65 лет судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.
«Когда в 2013 г. права на суд присяжных были лишены все обвиняемые женщины и часть обвиняемых мужчин (по возрастному признаку), трудно было понять, где в этом решении рациональное зерно. Почему, например, законодатель считает, что присяжные смогут разобраться в деле, если подсудимому 64 года, а если ему стукнуло 65 – то уже не смогут? Что меняет возраст подсудимого или его пол? – выразил недоумение адвокат АП Ленинградской области Руслан Айдамиров. – Логика в этом решении отсутствовала. Вероятно, оно соответствовало существовавшей в тот период тенденции на сокращение компетенции суда присяжных».
Советник ФПА РФ Сергей Насонов пояснил, что согласно предлагаемым поправкам в ч. 2 ст. 30 и п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (среди которых убийство, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, незаконное производство, сбыт и пересылка наркотических средств в особо крупном размере и т.д.), совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, будут вновь подсудны верховному суду республики, краевому или областному и приравненным к ним судам. Эти дела не будут отнесены с 1 июня 2018 г. к подсудности районных судов, поскольку этим бы нарушалась позиция Конституционного Суда РФ о реализации указанными группами граждан права на рассмотрение их уголовных дел судом требуемого уровня на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
«Передача указанных дел в районные суды нарушила бы такое равноправие, учитывая ряд существенных различий между судом присяжных в судах районного и областного звеньев: разное количество присяжных в составе суда; разный уровень судов апелляционной инстанции; различающиеся механизмы обжалования вступивших в силу приговоров и т.д.», – уточнил он.
К подсудности суда присяжных в районном суде переданы лишь те дела, где смертная казнь или пожизненное лишение свободы не могут быть назначены в силу ч. 4 ст. 66 (приготовление к преступлению и покушение на преступление) и ч. 4 ст. 78 (истечение сроков давности) УК РФ. Соответственно, эти дела исключаются из подсудности судов среднего звена, объяснил Сергей Насонов.
Несмотря на общее мнение экспертов о положительности вносимых в УПК РФ изменений, направленных на устранение гендерного и возрастного неравенства, применительно к праву обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, все они отметили, что инициатива окончательно легализует лишение права на суд присяжных лиц, не достигших 18 лет. «Их по-прежнему ждет дискриминация», – подчеркнул адвокат АП Белгородской области Александр Наумкин.
Кроме того, он считает, что перечисленные в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ преступления указанной категорией граждан совершаются редко, поэтому большого влияния на судебную статистику предложенные изменения не окажут.