×

Обыск у адвоката в обход установленного порядка

Следователь получил постановления на обыск, не сообщив судьям, что следственные действия будут проводиться в отношении адвоката
Комиссия АП Московской области по защите профессиональных и социальных прав адвокатов обратилась к руководителям Генпрокуратуры, ФСБ и СК России с требованием провести проверку и возбудить уголовное дело по данному случаю.

Адвокат Андрей Соловьев сообщил в АП Московской области о грубейшем нарушении его конституционных и профессиональных прав. Как следует из сообщения адвоката, 16 августа сотрудники полиции и ФСБ провели обыски в квартире, где он проживает, в квартире, где адвокат зарегистрирован, а также в его офисе. При этом в постановлениях судей, санкционировавших обыски по ходатайству следователя, не было указано на то, что обыскиваемое лицо является спецсубъектом в силу п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Во время обыска у него дома Андрей Соловьев при свидетелях и понятых сообщил сотрудникам правоохранительных органов о том, что является адвокатом, и представил им свое удостоверение, однако это не остановило их. Впрочем, как прокомментировал «АГ» адвокат, эта информация  заметно озадачила правоохранителей и, по его предположению, даже привела к тому, что обыск был проведен в более скромных масштабах, чем мог бы быть.

По окончании этого незаконного обыска, проведенного при свидетелях и понятых, оперативники допустили еще одно нарушение – не составили протокол обыска. Кроме того, они выписали адвокату повестку на допрос к следователю. После прошедшего одновременно с этим обыска в квартире по месту регистрации адвоката, при котором присутствовали его родственники, протокол все-таки был составлен.

Обыск в рабочем кабинете Андрея Соловьева прошел драматичнее. Узнав, что в его офис пытаются попасть оперативники, адвокат попросил своего коллегу поучаствовать в следственных действиях, передав ему ключи от кабинета и комбинацию от сейфа. Но, несмотря на то, что правоохранителям сообщили, что вскоре прибудет адвокат с ключами, они решили не дожидаться его. Выломав дверь, вошли в помещение, где попытались открыть самостоятельно сейф, активировав систему его защиты.

Когда коллега Андрея Соловьева прибыл на место, он сообщил всем присутствовавшим, что обыск проводится в служебном кабинете адвоката, однако это не возымело действия.  Из-за сработавшей блокировки сейф открыть не удалось, так что оперативникам пришлось взломать его, после чего они изъяли все содержимое – денежные средства и травматический пистолет, принадлежащий адвокату. Помещению также был нанесен ущерб: помимо двери, были повреждены мебель, половое покрытие и стены. Кроме того, как следует из обращения Андрея Соловьева в АП МО, из кабинета пропали его медаль «Почетный адвокат Московской области» и удостоверение к ней.

Комментируя «АГ» ситуацию, Андрей Соловьев рассказал, что, как ему удалось выяснить, обыски проводились в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении неустановленных лиц. При этом не только он стал объектом следственных действий: обыски были проведены у его доверителя, которому он несколько лет назад оказывал юридическую помощь.

В связи с произошедшим Комиссия АП Московской области по защите профессиональных и социальных прав адвокатов 23 августа направила обращения (имеются в распоряжении «АГ») Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, директору ФСБ России Александру Бортникову и председателю СК России Александру Бастрыкину с требованием провести проверку по изложенным фактам и взять ситуацию под личный контроль.

Председатель комиссии Вадим Логинов в обращениях напомнил, что в УПК РФ по законодательной инициативе Президента РФ Владимира Путина внесены изменения в части недопущения незаконных и необоснованных обысков в отношении адвокатов, иных нарушений их прав. В частности, в Кодекс введена ст. 450.1, устанавливающая порядок проведения обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката, в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности. Кроме того, он напомнил, что в соответствии с п. 2–3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ установлен запрет на вызов и допрос лица, имеющего статус адвоката, по обстоятельствам, связанным с выполнением профессиональных обязанностей.

Вадим Логинов указал, что в незаконных и необоснованных действиях следователя, оперативных сотрудников полиции и ФСБ усматриваются признаки составов должностных преступлений. Помимо этого, следователь, ходатайствуя перед судами о проведении обысков в жилищах, ввел судей в заблуждение, указывая, что обыски будут  проводиться у обычного гражданина, а не у спецсубъекта, чем, по мнению комиссии, дискредитировал судебную власть.

В этой связи Вадим Логинов в письмах просит Генерального прокурора РФ и главу ФСБ России в случае выявления признаков должностных преступлений сотрудниками ведомств направить материалы в СК России для возбуждения уголовного дела. А председателя Следственного комитета РФ комиссия просит рассматривать обращение как заявление о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 141 УПК РФ, и возбудить уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 285–286, 293, 294, 303 УК РФ.

Адвокат Андрей Соловьев также обратился с жалобами в СК России и Генпрокуратуру и обжаловал постановления на проведение обысков в его отношении. «Я видел рапорт, в котором было указано, что по адресам, где необходимо провести обыск, не проживают спецсубъекты. Не могу сказать, было это сделано специально или по оплошности. Но если следователь получил такие сведения от оперативных сотрудников, он должен был их проверить перед подачей ходатайства об обыске. Точно так же и суд должен был перепроверить эти данные», – подчеркнул адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика