×

Однозначное определение понятия «валютный резидент»

Вступили в силу поправки в законодательство, направленные на упрощение валютного регулирования и валютного контроля
Эксперты указали на неоднозначность изменений и существенные недочеты закона, который практически без изменений прошел все стадии рассмотрения. Из самых значимых недостатков они отметили отсутствие конкретного перечня документов, которыми резиденты могут подтвердить факты пересечения границы.

В конце декабря был подписан и опубликован Закон о валютном регулировании и валютном контроле, направленный на уточнение понятия «резидент» в отношении физических лиц и упрощение валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении ряда валютных операций. Положения документа вступили в силу уже с 1 января 2018 г.

Законом предусматривается расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета резидентов, открытые ими в банках за пределами Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. В тексте документа прописаны и особенности выполнения резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах и представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам.

В связи с подписанием Россией Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией в 2014 г. теперь исключено из Закона требование об обязательности представления резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета или вклада с отметкой о принятии указанного уведомления. Таким образом, устранено излишнее административное обременение как для резидентов, так и для банков.

Также теперь установлены требования к определению налоговых органов по месту учета резидента, устранена неопределенность в правоприменении в части осуществления оплаты резидентами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских карт, эмитированных иностранными банками.

Закон освободил граждан РФ от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах и вкладах, открытых в банках за пределами России, и от ограничений на совершение операций. От обязательства по представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам граждане РФ тоже освобождаются, если срок их пребывания за пределами страны в течение года составит более 183 дней. Кроме того, расширен перечень валютных операций, которые могут совершаться россиянами при их нахождении за рубежом.

Еще на стадии прохождения законопроектом первого чтения эксперты «АГ» сообщали, что принятие поправок приведет к упрощению процедуры валютного контроля для резидентов, а также к сокращению количества спорных ситуаций при определении налоговой базы для граждан, длительное время проживающих за границей.

Так, адвокат АП г. Москвы Андрей Лапин положительно оценил отмену требования представлять банку при совершении перевода на свой счет в иностранном кредитном учреждении уведомления об открытии счета с отметкой налогового органа. Кроме того, он одобрил планируемое разрешение зачисления средств, полученных от продажи транспортных средств и недвижимости, на счета, открытые в банках на территории стран, присоединившихся к международному автоматическому обмену налоговой информацией. При этом эксперт указал, что неясно, как быстро будут проведены Россией двусторонние переговоры по обмену налоговой информацией и когда будет определен порядок идентификации по налоговому номеру. «Боюсь, что до сентября 2018 г. участники российского финансового рынка вряд ли успеют классифицировать нерезидентов, так что страны их гражданства могут не получить от российских органов информации. А обмен все-таки подразумевает взаимность», – констатировал Андрей Лапин.

Руководитель налоговой практики МКА «МАГНЕТАР» Анастасия Гарипова сообщила, что признание «валютного резидентства» минимизирует некоторые требования валютного законодательства, что облегчит документооборот для всех российских граждан независимо от частоты их перемещения через границу Российской Федерации и нахождения на ее территории, а также постоянного проживания за границей.

Анастасия Гарипова также отметила, что «валютное резидентство» может повлечь негативные налоговые последствия: «С 2018 г. Российская Федерация присоединяется к автоматической системе обмена информацией по налоговым вопросам. Таким образом, у ФНС России может появиться возможность отслеживания движения денежных средств, а также расчетов по операциям с имуществом и имущественными правами, что позволит налоговым органам определять налоговые обязательства граждан».

На проблемные места текста, в частности, указывал адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Эксперт пояснил, что было бы логично установить законопроектом «переходный период, когда при сохранении прежних требований для резидентов одновременно с этим происходил бы анализ практики применения автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств». После чего можно было бы своевременно внести в указанные положения законопроекта необходимые для борьбы с «офшоризацией» экономики корректировки.

Также Василий Ваюкин заметил, что законопроект не содержит положений о правовом статусе (с точки зрения валютного контроля) граждан, проживающих за пределами России более 183 дней в году, которые при этом подпадают под персонифицированные санкции со стороны иностранных государств. «В законопроекте следует предусмотреть особенности правового положения граждан РФ, которые в соответствии со ст. 19 Закона о гражданстве Российской Федерации подали в уполномоченный орган заявление о выходе из гражданства РФ, рассматриваемое уполномоченным органом в течение 6 мес.», – предложил эксперт.

Вместе с тем Василий Ваюкин указал и на отсутствие в тексте законопроекта методики исчисления срока в 183 дня и конкретного перечня документов, которыми будут подтверждаться факты въезда/выезда резидентов. Эксперт считает, что необходимо закрепить в тексте примерный перечень документов, которыми резидент может подтвердить факт пересечения границы: транспортные билеты, гостиничные чеки, справки местных органов МВД о постановке на временный учет и т.д. «Крайне важно, чтобы перечень оставался открытым и добросовестный резидент мог использовать любые доказательства, подтверждающие факт его пребывания на территории иностранного государства в конкретный период времени», – подчеркнул адвокат.

Тем не менее к моменту принятия окончательной версии документа он не претерпел каких-либо значительных изменений.

Рассказать: