×

Организации, пригласившие иностранцев в Россию, хотят штрафовать за их несвоевременный выезд

В Думу внесен законопроект о введении административной ответственности приглашающей стороны за несоблюдение иностранцами срока пребывания и цели визита
Эксперты «АГ» неоднозначно отнеслись к законодательной инициативе. Одни отметили, в частности, что таким образом на организации перекладывается личная ответственность иностранного гражданина. С точки зрения других, поправки усилят контроль за перемещением и нахождением иностранных граждан и обеспечат безопасность и достоверность данных о прибывающих в Россию мигрантах.

Правительством РФ на рассмотрении депутатов Госдумы внесен законопроект № 387276-7, которым предлагается скорректировать ст. 18.9 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Авторы законопроекта отмечают, что действующее законодательство предусматривает ответственность за непринятие физическим лицом, пригласившим в Россию иностранного гражданина, мер по обеспечению в установленном порядке его своевременного выезда за пределы страны по истечении определенного срока пребывания в ней. Вместе с тем ответственность должностных и юридических лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны за аналогичное нарушение, не установлена.

В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ, согласно которой такая ответственность устанавливается для должностных и юридических лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, – первым за такое правонарушение будет грозить штраф от 405 до 50 тыс. руб., а вторым – от 400 до 500 тыс. руб.

«Предлагаемое законопроектом установление ответственности приглашающей стороны будет способствовать повышению эффективности соблюдения иностранными гражданами, пребывающими на территории Российской Федерации, норм миграционного законодательства», – уверены авторы поправок.

Адвокат Анна Минушкина обратила внимание на то, что в качестве субъекта административной ответственности законопроект указывает «приглашающую сторону». «Под приглашающей стороной, согласно миграционному законодательству, понимается сторона, которая обратилась в уполномоченный орган с мотивированным ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства и на основании которого было выдано приглашение. Однако учитывая, что миграционное законодательство знает еще и понятие “принимающей стороны”, то есть стороны, которая не обращалась с таким ходатайством, а просто предоставила жилое помещение иностранному гражданину или приняла на работу, закономерно возникает вопрос, на кого все-таки будет распространять свое действие указанная статья?», – отметила адвокат. По ее словам, если речь идет исключительно о приглашающей стороне, то ничего нового поправки не внесут.

Однако, как указала Анна Минушкина, анализ судебной практики по действующей редакции ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ показывает, что суды привлекают к ответственности по ней в том числе и принимающую сторону. «Если все-таки законодатель подразумевает привлекать к ответственности в том числе и принимающую сторону, то это будет способствовать несправедливому несению ответственности. Принимающая сторона легко может потерять какие бы то ни было контакты с иностранным гражданином, например, лицо может уволиться, сняться с регистрационного учета. Как в таком случае быть принимающей стороне, дабы избежать привлечения к административной ответственности, не представляется возможным понять из содержания законопроекта», – заключила эксперт.

Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников также считает, что введение персональной ответственности работодателей за их иностранных работников не вполне оправдано. «Считаю эту инициативу правительства как минимум странной. На мой взгляд, неправильно перекладывать личную ответственность иностранного гражданина за нарушение миграционного законодательства на организации. Каким образом работодатели могут обеспечить соблюдение миграционных требований приглашенными ими иностранцами и как они могут влиять на человека, если, скажем, у него изменились личные или семейные обстоятельства? Вряд ли работодатели должны нести подобное бремя. Полагаю, что введение дополнительной ответственности лишь усилит и без того мощное давление на бизнес со стороны государства», – сказал он.

Руководитель проекта «Школа миграционных специалистов», специалист «Альянс-трудовая миграция» Алина Васильева отметила, что с наступлением 2018 г. политика государства в сфере миграционного учета заметно ужесточилась. Она напомнила, что 31 декабря был принят закон об увеличении штрафа за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранцу, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, а в мае 2017 г. вышел указ Президента, согласно которому на период Чемпионата мира по футболу в ряде городов постановка на учет или регистрация по месту жительства иностранных граждан, прибывших для временного пребывания, должна осуществляться в течение одних суток.

Также Алина Васильева отметила, что на рассмотрении в Государственной Думе находятся несколько законопроектов, которые регулируют порядок оформления, постановки и ответственности за миграционный учет: уточняются понятия «место пребывания», «принимающая сторона», «фиктивная регистрация». Также планируется дополнить Закон о миграционном учете иностранных граждан пунктом о снятии с учета иностранного гражданина на основании заявления принимающей стороны.

«Такие меры усилят контроль за перемещением и нахождением иностранных граждан и обеспечат безопасность и достоверность данных о прибывающих в Россию мигрантах, особенно на период таких важных событий, как Чемпионат мира по футболу и выборы Президента страны», – считает Алина Васильева.

Рассказать: