26 ноября на конференции «Цифровое будущее адвокатуры и уголовного судопроизводства в контексте конституционных новелл», организованной Федеральной палатой адвокатов и МГЮА в рамках ежегодной конференции «Адвокатура. Государство. Общество» и Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения», представители адвокатских сообществ Азербайджана, Беларуси, Латвии, Украины, Нидерландов и США рассказали о различных аспектах внедрения цифровых технологий в адвокатскую деятельность и судопроизводство.
Латвия
Член Совета Латвийской коллегии присяжных адвокатов Дмитрий Скачков поделился опытом цифровизации деятельности адвокатуры в Латвии. По его словам, к моменту начала пандемии в 2020 г. латвийская судебная система и адвокатура подошли подготовленными с цифровой точки зрения.
При возникновении необходимости проводить удаленные судебные заседания использовались уже имеющиеся технические решения, в частности платформа Zoom. Обеспечить работу судов позволила программа, созданная несколько лет назад в результате совместного латвийско-швейцарского проекта. В рамках данного проекта все суды Латвии были обеспечены оборудованием для проведения видеоконференций. Дмитрий Скачков сообщил, что в латвийской адвокатуре в условиях пандемии успешно используется система электронных цифровых подписей.
Одной из проблем в связи с пандемией стала нехватка помещений для проведения судебных заседаний в формате ВКС в тюрьмах. В связи с этим обсуждается вопрос организации оснащения тюрем дополнительной инфраструктурой. Дмитрий Скачков также напомнил о Договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированном в 1994 г., и пояснил, что положения данного договора позволяют использовать ВКС в случаях, когда участники процесса находятся на территориях двух государств.
В заключение Дмитрий Скачков высказал мнение о том, что цифровые технологии нужно использовать только тогда, когда они помогают более оперативно получить информацию по делу, чтобы облегчить, а не усложнить ведение процесса.
Республика Беларусь
Адвокат, член Брестской областной коллегии адвокатов Евгений Кукета посвятил свое выступление электронным технологиям, применяемым в деятельности адвокатуры и судов Республики Беларусь. Он сообщил, что первыми цифровые технологии, которые позволяют рассматривать дела посредством ВКС, были введены в Хозяйственно-процессуальный кодекс РБ, однако такая возможность есть не во всех судах. По словам Евгения Кукеты, в судах общей юрисдикции при необходимости применяют такие способы связи с участниками процесса, как Viber и Skype.
В Белорусской республиканской коллегии адвокатов основная переписка происходит посредством электронных сообщений, активно используются электронные формы обращений. Евгений Кукета также рассказал об использовании электронных способов хранения информации, в том числе о ведении адвокатского досье в электронном виде. Также есть возможность вести в электронном виде журналы регистрации договоров с доверителями. Во многих коллегиях в мессенджерах созданы чаты адвокатов для обмена профессиональным опытом в рамках взаимоотношений с государственными органами.
Украина
Секретарь Совета адвокатов Украины, заместитель председателя комитета электронного судопроизводства и кибербезопасности адвокатской деятельности Игорь Колесников рассказал, что после принятия в 2012 г. нового Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности была создана Национальная ассоциация адвокатов Украины, куда сегодня входит около 60 000 человек, из них 42 000 – реально практикующие адвокаты.
Для координации работы такого большого количества адвокатов, помощи им в работе были введены цифровые технологии. В частности, был разработан электронный реестр адвокатов, держателем которого является Национальная ассоциация адвокатов Украины. Реестр послужил основой для дальнейшей разработки программного обеспечения. Были созданы электронный ордер адвоката, а также электронные кабинеты адвокатов, посредством чего они получили возможность при необходимости удаленно вносить изменения в ордера. Каждый адвокат имеет возможность в своем личном кабинете сформировать необходимое количество ордеров, заполнить их и, подписав электронной цифровой подписью, по электронной почте в рамках единой информационной телекоммуникационной системы отправить вместе с соответствующими документами в суд. При необходимости проведения выездных мероприятий электронный ордер можно распечатать на листе формата А4 и поехать в любую точку страны для оказания правовой помощи.
Игорь Колесников также рассказал о создании Высшей школы адвокатуры для повышения квалификации адвокатов. По его словам, пандемия совпала с развитием данной школы и дала импульс к ее активному развитию с точки зрения использования цифровых технологий. Так, в настоящее время любой адвокат может через свой электронный кабинет зайти и зарегистрироваться на мероприятие по повышению квалификации, принять в нем участие в качестве слушателя или спикера. Также данные наработки дали возможность проводить онлайн-мероприятия для достаточно большой аудитории адвокатов – более тысячи человек.
В то же время эксперт отметил, что единая судебная телекоммуникационная система пока находится в тестовом режиме. Система была создана с целью обеспечить возможность электронной передачи всех документов в суд участниками процесса и получения от суда процессуальных документов. По словам Игоря Колесникова, Национальная ассоциация адвокатов ведет активную работу по интегрированию в данную систему.
США
Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность в штате Нью-Йорк, судья Арбитражного суда (Arbitrator and Court Certified Circuit Civil Mediator) в штатах Нью-Йорк и Флорида, основатель и директор школы Juristudents International Юлия Буxман рассказала о практике дистанционных судебных заседаний по уголовным делам в США.
Она сообщила, что с марта 2020 г. суды всех уровней – от небольших муниципальных судов до Верховного Суда США – серьезно расширили практику проведения онлайн-заседаний. Новый формат, по словам спикера, обнажил достаточно серьезные проблемы, которые ставят под угрозу целостность судебного разбирательства, а также поднял важные вопросы, касающиеся соблюдения конституционных прав обвиняемых.
В США онлайн-формат позволяет проводить слушания в следующих случаях: рассмотрение срочных ходатайств в онлайн-режиме, освобождение под залог, предъявление обвинения, рассмотрение дела по существу, рассмотрение апелляционных жалоб, слушания об условно-досрочном освобождении. В частности, Юлия Бухман сообщила, что во многих юрисдикциях видеосвязь уже давно использовалась на слушаниях по освобождению под залог, но такой формат использовался только после личной встречи адвоката со своим доверителем для подготовки к слушанию, тогда как в период пандемии обвиняемые были лишены возможности реализовать свое право на юридическую помощь при личной конфиденциальной встрече с адвокатом.
Применение дистанционных механизмов, в том числе при предъявлении обвинения по уголовным делам, не обеспечивает адекватное юридическое представительство, заметила она. Говоря об онлайн-слушаниях, благодаря которым обвиняемые могут заключать сделки о признании вины и выходить из тюрьмы, Юлия Бухман заметила, что согласие на такое дистанционное слушание нельзя признать в полной мере добровольным, поскольку перед обвиняемым стоит выбор, какими именно конституционными правами он готов поступиться: правом на юридическую помощь в полном объеме при рассмотрении дела в разумный срок либо, наоборот, правом на рассмотрение уголовного дела в разумный срок при полноценном праве на защиту.
Необходимость реализации конституционных прав в значительной степени препятствует возможности проведения уголовного процесса полностью онлайн, резюмировала спикер. Вместе с тем некоторые гибридные модели позволяют эффективнее защищать права обвиняемых. В то же время современные реалии вызывают серьезный вопрос, как может адвокат обеспечить эффективное представительство, не будучи рядом со своим доверителем.
Специалист Всемирного банка, сертифицированный синхронный судебный переводчик (США) и сертифицированный переводчик ООН Кирилл Савинский посвятил свое выступление проблематике участия присяжных в уголовном и гражданском процессе в Соединенных Штатах Америки.
Кирилл Савинский сказал, что к присяжным предъявляются минимальные требования: достижение 18-летнего возраста, гражданство США, отсутствие судимостей, навыки владения английском языком на уровне, достаточном для того, чтобы понимать, что происходит в зале суда и что говорит судья. В отличие от России, в США право на суд присяжных предусматривается по всем уголовным делам. Более того, присяжные участвуют и в гражданском судопроизводстве. В данной ситуации уровень информированности и образованности присяжных может сыграть очень большую и значимую роль, уточнил спикер.
Он сообщил, что в США фактические обстоятельства дела устанавливают именно присяжные и именно они выносят вердикт, соответственно, вопрос о составе коллегии является принципиальным. Кирилл Савинский обратил внимание на проблему обеспечения беспристрастности присяжных в уголовном процессе. Например, каким образом можно обеспечить эту беспристрастность по резонансным уголовным делам в ситуации, когда дела освещаются в электронных СМИ и социальных сетях. Это очень серьезная проблема, подчеркнул Кирилл Савинский, поскольку найти в пределах региона и даже страны человека, который не сформировал свою позицию относительно виновности или невиновности обвиняемого, наверное, невозможно.
Кирилл Савинский обратил внимание, что 90% дел в США относятся к юрисдикции штатов. При этом 90% этих дел до суда не доходят по причине заключения сделок о признании вины. Этот институт в принципе остается очень спорным, пояснил он, часть общества не принимает его по причине закрытости, в отличие от судебного процесса. Не является ли это неким косвенным подтверждением того, что профессиональные участники процесса – как защитники, так и обвинители – начинают сомневаться в дееспособности присяжных заседателей?
Азербайджан
Преподаватель юридического факультета Бакинского государственного университета, адвокат Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики, кандидат юридических наук Аббас Атакиши остановился на изменениях азербайджанского уголовно-процессуального законодательства в связи с цифровизацией.
Соответствующие поправки были приняты в республике в июне 2020 г. Так, на суд возложена обязанность вести непрерывную запись всех судебных заседаний и составлять протокол судебного заседания в соответствии с этой аудиозаписью. Появилась специальная статья, предполагающая ведение уголовного судопроизводства в электронном формате, для чего будет применяться информационная система «Электронный суд». По каждому делу будет создан электронный кабинет, для электронного документооборота будут использоваться усиленные и сертифицированные электронные подписи. Также регламентировано, что бумажный и электронный документ имеют равную юридическую силу.
Великобритания
Преподаватель департамента правового регулирования бизнеса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, адвокат Валерия Романова посвятила свое выступление вопросам адвокатской деятельности и судопроизводства в период пандемии, основываясь на опыте России и Англии. Она рассказала об оказании квалифицированной юридической помощи и осуществлении правосудия в удаленном формате.
Так, в Великобритании на сегодняшний день судебные заседания проходят онлайн, в очном и гибридном форматах – в зависимости от особенностей каждого дела и технических возможностей суда. При этом для участников процесса разработаны очень детальные рекомендации по вопросам подключения к веб-ресурсам с указанием, какие из них используются конкретным судом. Решение о формате проведения судебного заседания принимает судья, исходя из обстоятельств дела. Сотрудники суда заранее, до заседания, связываются с представителями сторон и сообщают им, в каком формате будет проходить заседание. Также суды в Великобритании составляют списки категорий дел, которые признаются приоритетными для рассмотрения на неделе. Оказание юридической помощи не ограничивается, офисы юридических фирм открыты, но юристам и адвокатам рекомендуется по возможности оказывать юридическую помощь своим доверителям удаленно.
Валерия Романова считает, что в будущем цифровизация может стать эффективным средством как при оказании квалифицированной юридической помощи, так и при осуществлении судопроизводства. «Вынужденная, спровоцированная пандемией цифровизация судебного производства, которая изначально была направлена на минимизацию социальных контактов и перенос возможной работы в удаленный режим, позволяет быстрее развиваться судебному процессу. Такая вынужденная цифровизация может нам в дальнейшем позволить оптимизировать судопроизводство, более эффективно использовать механизмы и судебные ресурсы, своевременно рассматривать дела. Она может быть основой практической реализации принципа обеспечения судопроизводства в разумные сроки, способствовать сокращению судебных расходов, издержек (прежде всего на командировки), а также противодействовать недобросовестному поведению лиц по затягиванию судебных процессов», – заключила она.
Нидерланды
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА Елена Антонович рассказала о цифровизации уголовного судопроизводства в Нидерландах. Она привела данные рейтингов, согласно которым Нидерланды наряду с Финляндией входят в число лидеров в электронных технологиях.
Благодаря Хартии электронного гражданина в Нидерландах с 2007 г. публикация всех электронных документов стала стандартом. А в 2019 г. в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство были внесены изменения, позволяющие подавать в электронном формате все жалобы и обращения. При этом защита обеспечивается участием не только адвоката, но и представителя, которые могут получать все документы и общаться со своим клиентом в цифровом формате.
Однако, как отметила спикер, законодатель не ограничился уже имеющимися возможностями: планируется принять новый, усовершенствованный УПК, в котором будут отражены все способы предоставления электронных доказательств. Простота и логистика – вот главные критерии совершенствования законодательства, которое позволит обеспечить внешнюю цифровую доступность и обмен файлами между участниками уголовного процесса.