×

Предлагается не ограничивать срок выплаты неполученной пенсии военными пенсионерами

В Госдуму внесен проект закона, который устраняет трехлетнее ограничение на неполученную военными пенсию
Фотобанк Лори
Двое экспертов посчитали, что законопроект следует расширить и на гражданских пенсионеров. Третья увидела несовершенство закона в другом: исполняя решение Конституционного Суда, законодатель накладывает на пенсионный орган необоснованные обязанности по выявлению несуществующих обстоятельств для принятия решения о возобновлении выплаты военной пенсии.

В Госдуму внесен законопроект № 212491-8, которым предлагается исключить ограничение в три года на получение военным пенсионером невыплаченной пенсии. Проект закона разработан во исполнение Постановления КС № 14-П/2022.

Читайте также
КС признал за военными пенсионерами право на получение невостребованных пенсий более чем за три года
Кроме того, Суд разъяснил, что если доставка пенсии производится через банк, то возникновение факта ее длительного неполучения в принципе невозможно, поскольку с момента зачисления денег на счет пенсия считается фактически полученной
14 апреля 2022 Новости

Напомним, ранее КС признал, что ч. 1 ст. 58 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, сформулированная как императивное предписание, исключает возможность принятия пенсионным органом решения о выплате сумм пенсии за весь период, в течение которого она была приостановлена и прекращена. КС посчитал, что данное положение не соответствует Конституции в той мере, в какой оно – во взаимосвязи с подп. 1 п. 1 ст. 21 и подп. 2 п. 1 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях – допускает выплату лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера в пенсионный орган за восстановлением выплаты пенсии, притом что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию пенсионер не утрачивал.

Тогда же КС заметил, что в соответствии с Законом о страховых пенсиях неполучение страховой пенсии в течение полугода является основанием для приостановления ее выплаты на шесть месяцев, по истечении которых ее выплата прекращается. Аналогичное правовое регулирование было установлено и Законом о трудовых пенсиях. При этом ввиду отсутствия в Законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, специальных положений о приостановлении и прекращении выплаты предусмотренных им пенсий такое же регулирование применяется и к лицам, уволенным с военной службы и получающим пенсии в соответствии с данным законом.

Между тем, указал Суд, решение о приостановлении и последующем прекращении выплаты пенсии конкретному гражданину по основаниям, связанным с ее длительным неполучением, не может быть принято без учета избранного способа доставки и получения пенсии. Сам факт неполучения пенсионером в течение полугода пенсии имеет место исключительно в тех случаях, когда он получает ее лично: на дому или в кассе на почте. При этом длительное неполучение пенсии может свидетельствовать не только о наличии объективных препятствий для ее получения, но и о возникновении обстоятельств, вовсе исключающих получение им пенсии и являющихся самостоятельными основаниями прекращения ее выплаты.

Соответственно, приостановлению, а затем и прекращению выплаты пенсии должно предшествовать получение подтверждающих документов, с которыми закон связывает приостановление или прекращение выплаты. Само же это решение не исключает возобновления и восстановления выплаты пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных законом, а также может быть обжаловано в судебном порядке. Если же доставка и получение пенсии производятся через банк, то возникновение факта ее длительного неполучения пенсионером в принципе невозможно, поскольку с момента зачисления соответствующих денег на банковский счет пенсия считается фактически полученной пенсионером вне зависимости от того, совершал ли он в отношении этих средств операции. В таком случае возможность приостановления и последующего прекращения выплаты пенсии по основаниям, связанным с ее длительным неполучением, должна быть исключена, постановил Конституционный Суд.

Законопроектом предлагается указать в ч. 1 ст. 58 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, что сумма пенсии, не полученная пенсионером из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей из-за прекращения ее выплаты, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, если пенсионными органами не выявлены предусмотренные законом обстоятельства, в силу которых право на пенсию было утрачено. Статья 1 закона закрепляет круг лиц, на которых распространяется его действие.

В комментарии «АГ» представитель заявителя в КС, адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов Алексей Лаптев поприветствовал законодательную инициативу. В то же время он заметил, что аналогичная норма существует и в отношении других, гражданских пенсионеров: «То есть теперь получается, что военным пенсионерам – без ограничений, а остальным – нет. КС не должен был решать эту проблему, но, по-моему мнению, справедливо было бы расширить норму, что и должен сделать законодатель». Алексей Лаптев рассказал также, что по делу Павла Понеделкова уже отменены все предыдущие решения и на основании постановления КС 26-й гарнизонный военный суд (г. Байконур) присудил его доверителю почти 3 млн руб.

Юрист Ольга Морозова посчитала, что предложенные изменения сильно «хромают». Во-первых, Конституционный Суд говорил о военных пенсиях, выплата которых была приостановлена и в последующем прекращена. Новая редакция законопроекта, указывая на случаи прекращения выплат, не касается ситуаций их приостановления, а значит, данные правоотношения останутся неурегулированными. Во-вторых, право на получение пенсионного обеспечения у военного пенсионера пожизненное, пояснила она.

«Остается без ответа вопрос: а что это за предусмотренные законом обстоятельства, в силу которых право на пенсию может оказаться утраченным? Если используется отсылочная норма, то хотелось бы конкретизации ее содержания. Зная, что в законе есть обстоятельства (условия), при которых возникает право на пенсию, а обратного не содержится, ссылаться на то, чего в законе нет, но следует из его содержания, некорректно, – посчитала Ольга Морозова. – В-третьих, зачем обязывать пенсионный орган проводить проверку права на пенсию при возобновлении ее выплаты? Таким образом, по сути, искусственно создаются условия для пересмотра ранее принятого решения о назначении пенсии, чем ставится под сомнение его законность на том основании, что выплата была прекращена из-за неполучения пенсионером своей же пенсии».

Ольга Морозова отметила, что в случае, рассмотренном КС, пенсия не снималась со счета более 10 лет и КС не ставил под сомнение законность назначения ему пенсии, а, наоборот, обосновал принятое решение имеющимся у заявителя пожизненным правом на пенсию. По ее мнению, исполняя решение КС, законодатель накладывает на пенсионный орган необоснованные обязанности по выявлению несуществующих обстоятельств для принятия решения о возобновлении выплаты военной пенсии. Но тот факт, что из закона скоро исключат трехгодичное ограничение в размере выплат неполученного пенсионного обеспечения, положенного по закону, – несомненно положительный шаг в защиту прав военных пенсионеров, заключила она.

Адвокат, член КА г. Новосибирска «Заельцовская» Татьяна Яцученко посчитала, что не лишним было бы, не дожидаясь очередного постановления Конституционного Суда, внести такие же изменения в отношении тех лиц, которым установлены страховые пенсии, и тех, которым установлены государственные пенсии, предусмотренные Законом о государственном пенсионном обеспечении: государственных гражданских служащих; пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС; космонавтов; летно-испытательного состава; получателей социальных пенсий и др.

Она пояснила, что, как следует из ч. 7.1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, в таких случаях страховая пенсия выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года. В силу ч. 4 ст. 24 Закона о государственном пенсионном обеспечении выплата государственных пенсий государственным гражданским служащим; пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС; космонавтам; летно-испытательному составу; получателям социальных пенсий и др., в том числе за прошлое время, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о страховых пенсиях. То есть в случае прекращения выплаты государственной пенсии вследствие ее длительного неполучения при возобновлении выплаты она может быть получена в силу закона не более чем за три года. «В связи с тем что изменения в Закон о страховых пенсиях не вносятся, при рассмотрении спора в суде следует ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда, а также ходатайствовать о направлении запроса в Конституционный Суд», – посчитала Татьяна Яцученко.

Рассказать:
Яндекс.Метрика