×

Предлагается урегулировать очередность удовлетворения требований об уплате налога в деле о банкротстве

Поправками, в частности, предусматривается включение налога на прибыль, возникшего в связи с реализацией конкурсной массы, в состав текущих платежей
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одной из экспертов «АГ», законодатель отказался от предложенного КС компромиссного варианта, придав налоговым обязательствам должника, формируемым в связи с нахождением в конкурсной массе имущества, фактический приоритет над требованиями иных кредиторов. Другой считает, что предложенный законопроектом подход несправедлив, поскольку он нивелирует принципы процедур банкротства, снижает их общую эффективность для конкурсных кредиторов. Третий полагает, что на данном этапе обсуждения подход, отраженный в проекте, не является компромиссным решением, поскольку не учитывает интересы и заявленную ранее позицию кредитных организаций.

18 января в Госдуму внесен проект поправок в Закон о банкротстве (законопроект № 532703-8), направленный на урегулирование вопросов, связанных с очередностью удовлетворения требований об уплате налогов и иных обязательных платежей в деле о банкротстве. Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда № 28-П/2023.

Напомним, в производстве Верховного Суда находилась кассационная жалоба налогового органа на судебные решения по обособленному спору в рамках дела о банкротстве ООО «Аванд Капитал». Нижестоящие суды сочли, что уплата налога на прибыль при продаже залогового имущества относится к текущей задолженности и осуществляется до начала расчетов с залоговыми кредиторами. Уплата же налога на прибыль при продаже имущества, не являющегося предметом залога, производится за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. Суд кассационной инстанции решил, что уплата налога на прибыль при реализации залогового имущества должна производиться аналогичным образом.

Читайте также
ВС просит проверить конституционность норм о налоге на проданное имущество организации-банкрота
В рамках дела о банкротстве организации Верховный Суд выявил неопределенность положений, которыми допускается включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, на торгах
14 декабря 2022 Новости

При рассмотрении дела ВС РФ выявил правовую неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции положения п. 1 и 2 ст. 249, п. 1 ст. 251 Налогового кодекса, п. 1 и 3 ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве в той мере, в которой этими положениями в системе действующего правового регулирования допускается включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, на торгах в деле о банкротстве организации и (или) удовлетворение соответствующего требования налогового органа об уплате налога на прибыль в режиме текущих платежей, т.е. приоритетно по отношению к требованиям иных кредиторов. В связи с этим Экономколлегия ВС вынесла Определение № 310-ЭС19-11382 (2) по делу № А09-15885/2017 о направлении запроса в Конституционный Суд.

Также с жалобой в КС на нарушение конституционных прав ст. 248 и 249, п. 1 ст. 251 и ст. 271 НК РФ обратилось ООО «Предприятие строительных работ энергетики» в лице конкурсного управляющего. По делу № А75-7314/2018 по итогам рассмотрения заявления конкурсного управляющего о разрешении разногласий с налоговым органом суды отнесли уплату налога на прибыль в связи с реализацией имущества должника, составляющего конкурсную массу, к пятой очереди текущих платежей.

Читайте также
КС обязал установить очередность удовлетворения требований об уплате налога на прибыль при банкротстве
Как указал Суд, до внесения изменений требования об уплате налога на прибыль от реализации имущества, принадлежащего банкроту, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр
05 июня 2023 Новости

Изучив запрос и жалобу, КС в Постановлении № 28-П/2023 указал, что ст. 248 и 249, п. 1 ст. 251 и ст. 271 НК РФ, а также п. 1 и 3 ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве не противоречат Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организации доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве.

Вместе с тем Суд посчитал, что текущее нормативное регулирование не позволяет с достаточной степенью определенности установить место требования об уплате налога на прибыль при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, при определении очередности требований кредиторов. Таким образом, КС пришел к выводу, что оспариваемые нормы не соответствуют Основному Закону, поскольку они, предполагая включение в налоговую базу по налогу на прибыль организации доходов от реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, не позволяют определенно разрешить вопрос об очередности удовлетворения требования об уплате налога на прибыль организации от реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, в системе платежей, осуществляемых в ходе процедуры банкротства организации.

Конституционный Суд постановил федеральному законодателю урегулировать данные вопросы, отметив, что законодатель может решить иначе, чем в действующем правовом регулировании, с учетом социально-экономической целесообразности вопрос о необходимости уплаты налога на прибыль в указанном случае. КС также указал, что до внесения соответствующих изменений требования об уплате налога на прибыль подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.

Внесенный в Думу законопроект, в частности, предусматривает, что уплата текущих обязательных платежей (возникших или восстановленных после даты принятия заявления о признании должника банкротом, в том числе связанных с реализацией конкурсной массы) производится в пятую очередь текущих платежей. Им предлагается дополнить ст. 136 Закона о банкротстве п. 4.1 и 4.2, согласно которым удерживаемые должником при выплате текущей зарплаты (работающим или работавшим по трудовому договору работников должника) суммы НДФЛ как налоговым агентом членских профсоюзных взносов уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм за периоды до возбуждения дела о банкротстве относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве соответственно уполномоченным органом или профсоюзной организацией.

Проект предусматривает погашение текущих и реестровых платежей по НДФЛ и страховых взносов в составе требований кредиторов второй очереди после полной выплаты требований кредиторов второй очереди по заработной плате, но до начала выплат по требованиям кредиторов третьей очереди. Планируется, что в случае наличия требований реестровых кредиторов первой и второй очереди вводится «механизм замещения» – выплата такой задолженности производится за счет средств на уплату текущих требований по налогу на прибыль от реализации конкурсной массы с исключением указанных обязательных платежей из числа текущих и включением их в первую или вторую очередь реестра требований кредиторов. Также законопроектом конкретизирован перечень выплачиваемых налогов в составе расходов на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах, которые погашаются за счет средств от реализации предмета залога.

В пояснительной записке отмечается, что предложенный законопроектом подход коррелируется с правовыми позициям, выраженными в Постановлении КС № 28-П/2023, с учетом указания на то, что достаточно широкая дискреция законодателя в вопросах очередности уплаты обязательных платежей организацией-банкротом применительно к налогу на прибыль при реализации имущества банкрота не реализована надлежащим образом.

Руководитель проектов банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова полагает, что законопроект не вызовет положительных эмоций у юристов, практикующих в сфере банкротства. «Принимая свое резонансное постановление, КС РФ занял компромиссную позицию: приравнял выручку от продажи активов организации-банкрота к прибыли (что представлялось спорным даже ВС РФ, по запросу которого вопрос и исследовался), но начисляемый на такую “прибыль” налог отнес к третьей очереди реестровых требований, критично высказавшись относительно отнесения таких обязательств к текущим платежам. В отношении реализации предмета залога КС вообще высказался однозначно, недвусмысленно указав, что налог на прибыль исчислять, конечно, нужно, но нельзя его взыскивать во внеочередном порядке (в режиме расходов на реализацию залога)», – заметила эксперт.

Более того, как пояснила Валерия Тихонова, КС указал на широкую дискрецию законодателя в части налогообложения и весьма прозрачно обозначил, что при наличии соответствующей политической воли получаемая обществом-банкротом выручка от продажи активов может быть освобождена от налогов в целях защиты и так пострадавших кредиторов должника, требования которых удовлетворяются, по статистике, в небольшом размере.

Она с сожалением отметила, что законодатель отказался от предложенного КС компромиссного варианта, придав налоговым обязательствам должника, формируемым в связи с нахождением в конкурсной массе имущества, фактический приоритет над требованиями иных кредиторов. «Соответствующие налоговые обязательства, исчисляемые весьма значительными суммами, предлагается исполнять в режиме текущих платежей или в режиме расходов на сохранность и реализацию предмета залога, т.е. вперед требований всех остальных кредиторов, что уменьшит и так небольшой процент погашения реестровой задолженности», – считает Валерия Тихонова.

Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н. Николай Кузнецов подчеркнул, что законопроект предусматривает совершенно иной подход к налогообложению прибыли от реализации конкурсной массы по сравнению с позицией, ранее сформированной КС РФ. «Если Суд попытался найти сбалансированный подход, установив очередность уплаты налога в составе третьей очереди реестра требований кредиторов, то включение его законопроектом в состав текущих платежей и платежей, уплачиваемых за счет средств, поступивших от реализации предмета залога, создает явный дисбаланс в пользу налогового органа», – убежден эксперт.

По мнению Николая Кузнецова, такой подход несправедлив, нивелирует принципы процедур банкротства, снижает их общую эффективность для конкурсных кредиторов, так как размер погашения задолженности конкурсным кредиторам в случае принятия законопроекта будет существенно меньшим по сравнению с ситуацией, когда налог включен в третью очередь реестра или учтен за реестром. Он полагает, что оптимальной моделью является включение налога на прибыль, возникшего в связи с реализацией конкурсной массы, в состав зареестровых требований. «Именно такой подход четко прослеживался в судебной практике ранее. Суды мотивировали зареестровый характер требований тем, что уплата налога на прибыль в составе текущих платежей приводит к наращиванию кредиторской задолженности, не отвечает целям конкурсного производства и нарушает такие основные начала налогообложения, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате», – указал эксперт.

Адвокат практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX Роман Прокофьев отметил, что законопроект закрепляет подход налогового органа, суть которого сводится к направлению средств от реализации предмета залога, в том числе на погашение начисленных на него налогов. По его мнению, на данном этапе обсуждения подход не является компромиссным решением, поскольку не учитывает интересы и заявленную ранее позицию кредитных организаций.

Роман Прокофьев заметил: в многочисленных публикациях уже отмечается, что, по мнению Ассоциации банков России, принятие изменений в предложенном виде приведет к снижению стоимости залога на 30-40%. Подобная ситуация также невыгодна и предприятиям, которые предполагаемо ощутят сложности в привлечении дополнительных средств. «Невозможность разрешить данную проблему на уровне правовой позиции КС РФ была связана с необходимостью проведения законодателем тщательного социально-экономического анализа вопроса, поэтому аргументы кредитных организаций вполне могут повлиять на дальнейшую судьбу законопроекта», – полагает эксперт.

Рассказать:
Яндекс.Метрика