×

Предлагается усовершенствовать механизмы защиты прав граждан при возврате просроченной задолженности

В частности, проектом поправок в КоАП РФ предлагается установить административную ответственность за неисполнение профессиональной коллекторской организацией, кредитной или микрофинансовой организацией требований и обязанностей, установленных для них законодательством
Одна из экспертов «АГ» поддержала инициативу по установлению административной ответственности за неисполнение решения об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником, поскольку это будет стимулировать кредиторов придерживаться введенного в отношении них запрета. Другая полагает, что на данный момент неясно, как законопроект будет реализован на практике: будут ли судебные приставы успевать выявлять и наказывать нарушителей с учетом значительного увеличения объема работы – большой вопрос.

Минюст разместил для общественного обсуждения проект поправок в КоАП РФ, направленный на защиту прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Законопроектом предлагается конкретизировать ст. 14.57 КоАП «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», уточнив ее с учетом положения п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП, согласно которому административная ответственность в КоАП устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Отмечается, что в августе 2023 г. были приняты поправки в Закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (Закон № 230-ФЗ) и в Закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. В связи с этим в целях установления условий для исполнения новых обязанностей, ограничений и требований, предусмотренных в новой редакции Закона № 230-ФЗ, Минюстом предлагается ст. 14.57 КоАП дополнить новыми ч. 2, 4 и 5.

В ч. 2 ст. 14.57 Кодекса планируется установить административную ответственность за неисполнение профессиональной коллекторской организацией, кредитной ‎или микрофинансовой организацией требований и обязанностей, установленных для таких организаций законодательством РФ о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Требования и обязанности, за нарушение которых устанавливается административная ответственность, определены в п. 6 ч. 1 ст. 13, ст. 17 и 17.1 новой редакции Закона № 230-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 профессиональной коллекторской организацией может являться только лицо, обладающее оборудованием и программным обеспечением, соответствующими требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, для записи и хранения информации. Профессиональная коллекторская организация обязана вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках, вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности.

В свою очередь уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять ведение государственного реестра, осуществляет ведение перечня кредитных и микрофинансовых организаций, который размещается на официальном сайте. Кредитные и микрофинансовые организации, включенные в перечень, обязаны обеспечивать хранение на бумажном носителе и в электронном виде всех документов, составленных и полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, в течение установленного срока (ст. 17.1 Закона № 230-ФЗ).

За нарушение таких требований и обязанностей предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц – от 20 тыс. до 200 тыс. руб. или дисквалификация на срок до одного года; на юридических лиц – от 50 тыс. до 500 тыс. руб.

В новой ч. 4 ст. 14.57 КоАП предлагается установить административную ответственность за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «профессиональная коллекторская организация». Такое нормативное правовое регулирование предусматривается в новой ч. 1.1 ст. 13 Закона № 230-ФЗ. Санкция проектируемой части устанавливается равной санкции ч. 1 ст. 15.26.1 КоАП (незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация»). За такое нарушение предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Кроме того, законопроектом ст. 14.57 КоАП дополняется новой ч. 5, предусматривающей административную ответственность за неисполнение решения об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником. Право вынесения такого решения ФССП России предусматривается в новой редакции ст. 19 Закона № 230-ФЗ. Размеры административных штрафов в проектируемой норме соотносятся с санкциями ч. 1 ст. 14.57 КоАП.

В диспозиции ч. 3 ст. 14.57 КоАП понятие «юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» предлагается заменить понятием «профессиональная коллекторская организация».

Кроме того, ч. 2 ст. 28.3 КоАП предлагается дополнить новым п. 117, устанавливающим право должностных лиц ФССП составлять протоколы ‎об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП, поскольку в настоящее время соответствующие полномочия ФССП России в КоАП не определены.

Как отмечается в пояснительной записке, принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизмы защиты прав граждан от недобросовестных действий ‎при осуществлении возврата просроченной задолженности и создаст условия, при которых будет достигаться цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Уточняется, что реализация законопроекта будет осуществляться в пределах действующей штатной численности ФССП России и бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение функций в сфере установленных полномочий.

Юрист Дарья Петрова подчеркнула, что законопроект призван конкретизировать и дополнить составы правонарушений в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности. По ее мнению, в предлагаемой редакции ч. 1 ст. 14.57 КоАП интерес вызывает то, что теперь ответственность за нарушение общих правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, будут нести только кредитор и представитель кредитора.

Эксперт пояснила, что сейчас такую ответственность несут еще и лица, действующие в интересах кредитора, т.е. агенты. «Иными словами, если законопроект примут в текущей редакции, то из сферы ответственности за нарушение правил возврата просроченной задолженности могут оказаться изъяты многочисленные посредники, фактически осуществляющие такую деятельность. И это вызывает настороженность, так как их сейчас на рынке много, и это решение может поставить под удар соблюдение прав должников – физических лиц», – считает она.

Дарья Петрова подчеркнула, что в качестве отдельного состава правонарушения планируется ввести неисполнение решения об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником. Эксперт положительно оценила данное предложение, поскольку такое решение будет стимулировать кредиторов придерживаться введенного в отношении них запрета. «Однако любопытно, что санкция за такое правонарушение хотя и серьезная, но все же чуть менее строгая, чем за любые иные нарушения в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности», – добавила юрист.

Эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар отметила, что суть нового законопроекта по изменению КоАП РФ – стремление привести его в соответствие с грядущими обновлениями Закона № 230-ФЗ, которые вступают в силу с февраля 2024 г. В рассматриваемом законопроекте речь идет об установлении единообразия КоАП и Закона № 230 как в части формулировок, так и в части установления ответственности за нарушение обновленных требований к взыскателю, пояснила она.

Евгения Боднар заметила, что ФССП – орган, контролирующий взыскание в стране, получит в ведение надзор не только за профессиональными коллекторами, но и за большим количеством микрофинансовых организаций и кредитных учреждений. Эксперт поддерживает данную инициативу, поскольку контролирующий орган сразу же получит инструменты для наказания нарушителей. «Ведь если требование закона не подкреплено соответствующей ответственностью за его нарушение – то закон исполняться не будет, и такие примеры, к сожалению, имеются в КоАП. Если же рассматривать проект поправок в КоАП в более широком контексте, то неясно, как на практике все будет работать. Будут ли судебные приставы успевать выявлять и наказывать нарушителей с учетом значительного увеличения объема работы – большой вопрос», – прокомментировала Евгения Боднар.

Рассказать:
Яндекс.Метрика