×

Принят закон, упрощающий привлечение к уголовной ответственности за возбуждение ненависти либо вражды

В частности, в ст. 282 УК РФ внесены поправки, согласно которым за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства, уголовная ответственность будет наступать в случае однократного совершения такого деяния
Один из адвокатов пояснил, что стремление законодателя ужесточить ответственность и упростить процесс уголовного преследования связано с тем, что нередко подобные противоправные деяния сопряжены именно с оправданием применения насилия, которые не подпадали под определение квалифицирующего признака «применение насилия или угроза его применения», указанного в ч. 2 ст. 282 УК. По мнению другого, внесение поправок связано с запросом общества на необходимость пресечения действий, направленных на его разобщение.

18 июня Совет Федерации одобрил закон, которым вносятся поправки в ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ (законопроект № 835233-8), направленные на упрощение механизма привлечения к уголовной ответственности по данной статье.

Согласно изменениям за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства, сопряженные с оправданием, обоснованием, одобрением или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения, уголовная ответственность будет наступать в случае однократного совершения такого деяния. Также уточнено, что ответственность наступает в отношении лиц, подвергнутых административному наказанию за аналогичное деяние либо имеющих судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 282 или ст. 280 и 282.4 УК. Ранее уголовная ответственность предусматривалась только при повторном совершении деяния в течение года после привлечения к административной ответственности.

В п. «в» ч. 2 ст. 282 УК установлена ответственность за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенное организованной группой. Закон дополнил эту норму новым квалифицирующим признаком – «совершение преступления группой лиц или группой лиц по предварительному сговору». Как указано в пояснительной записке, данное деяние, совершенное в иных формах соучастия (группой лиц или группой лиц по предварительному сговору), также обладает повышенной общественной опасностью вследствие облегчения процесса совершения преступления и нарастания рисков причинения более масштабного вреда охраняемым уголовным законом ценностям.

В пояснительной записке отмечается, что по результатам анализа 734 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» КоАП, возбужденных в 2023 г., в 313 случаях (42,6%) такие дела возбуждались по фактам совершения действий (как правило, путем размещения публикаций и комментариев в социальных сетях и мессенджерах в интернете), оправдывающих, обосновывающих, одобряющих или пропагандирующих применение насилия либо угрозу его применения в отношении человека либо группы лиц по мотивам национальной, расовой, религиозной принадлежности, а также принадлежности к социальной группе. Такие деяния обладают более высокой общественной опасностью по сравнению с иными проявлениями возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства в рамках ст. 20.3.1 КоАП, поскольку являются крайней формой злоупотребления свободой слова, а также создают почву для восприятия применения насилия по экстремистским мотивам как правильного и необходимого варианта действий.

Читайте также
Пленум ВС актуализировал разъяснения по практике рассмотрения уголовных дел и вопросам УДО
Изменения внесены в постановления о практике условно-досрочного освобождения и замены неотбытого наказания более мягким, об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних, а также по делам об экстремизме
28 октября 2021 Новости

При этом, поясняется в документе, исходя из разъяснения в п. 9 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», применение насилия или угроза его применения в рамках п. «а» ч. 2 ст. 282 УК связаны только с фактическим причинением вреда здоровью или действиями, выражающими намерение виновного применить к потерпевшему физическое насилие, если имелись основания опасаться осуществления угрозы. «В то же время, учитывая, что рассматриваемые действия, сопряженные с оправданием или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения, не связаны с реальным применением физического насилия, за их совершение не могут быть установлены меры ответственности, равные предусмотренным п. “а” ч. 2 ст. 282 УК. Следует также учитывать, что существенного увеличения количества случаев совершения преступлений, предусмотренных ст. 282 УК, в настоящее время не наблюдается», – указали авторы поправок.

В комментарии «АГ» адвокат Мартин Зарбабян отметил, что рассматриваемые поправки можно охарактеризовать как направленные на усиление уголовной ответственности за противоправные действия, которые выразились в возбуждении ненависти или унижении достоинства человека. Об этом, в частности, свидетельствует предложение законодателя исключить из диспозиции ч. 1 ст. 282 УК ключевое условие для уголовного преследования – привлечение к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. При этом, добавил он, законом предусмотрен в ч. 1 указанной нормы новый криминообразующий признак – действие, сопряженное с оправданием или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения.

Одновременно с этим законодатель предусмотрел ответственность за действия, связанные с возбуждением ненависти или унижении достоинства человека, которые совершенны лицом, подвергнутым административному наказанию за такое деяние. С практической точки зрения, пояснил Мартин Зарбабян, это значит, что за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти или унижение человеческого достоинства и сопряженных с оправданием или пропагандой применения насилия либо угрозы его применения, уголовная ответственность будет наступать в случае однократного совершения такого деяния, а не после привлечения к административной ответственности. «Стремление законодателя ужесточить ответственность и упростить процесс уголовного преследования связано с тем, что нередко подобные противоправные деяния сопряжены именно с оправданием применения насилия, которые, как верно указано в пояснительной записке к законопроекту, не подпадали под определение квалифицирующего признака “применение насилия или угроза его применения”, указанного в ч. 2 ст. 282 УК», – указал эксперт.

Кроме того, обратил внимание адвокат, поправки дополняют п. «в» ч. 2 данной статьи новыми квалифицирующими признаками «группой лиц» и «группой лиц по предварительному сговору», что требует критического осмысления, поскольку может породить проблемы в правоприменительной практике, связанные с избыточным или ошибочным вменением этих квалифицирующих признаков следственными органами. «Безусловно, общественные отношения, гарантирующие уважение и признание человеческого достоинства, требуют принципиальности и последовательности от правоприменителя в вопросах защиты прав и интересов граждан, что, в свою очередь, вынуждает законодателя пересматривать отдельные нормы уголовного закона с целью их приведения в соответствие с сегодняшними общественно-правовыми запросами», – заключил Мартин Зарбабян.

По мнению адвоката Вячеслава Денисова, внесение поправок связано с запросом общества на необходимость пресечения действий, направленных на его разобщение: «В условиях, когда страна участвует в специальной военной операции, а контроль за исполнением миграционного законодательства утрачен, возбуждение ненависти и вражды, унижение человека по признакам веры, пола или внешнего вида часто становятся предтечей куда более опасных для социума событий».

Как отметил адвокат, если оценивать приведенную в приложении к законопроекту статистику привлечения к уголовной ответственности за указанные преступления и реальное положение дел, то становится очевидно несоответствие происходящего в пользу высокой социальной опасности данного вида преступлений. «Вместе с этим рост числа указанных преступлений напрямую связан либо с самоустранением от этой проблемы, либо с низким качеством работы исполнительной власти по ее устранению. Становясь свидетелями того, как растет количество извинений на видеокамеру и вместе с этим растет количество совершаемых преступлений, указанных в ст. 282 УК (т.е. проблема не решается, а приобретает глобальные масштабы), общество обоснованно требует законодательную власть найти выход из сложившейся ситуации. Существо квалифицирующего признака, предлагаемого к внесению в ст. 282 УК, и санкционные изменения в указанной статье я назову обоснованными и долгожданными», – резюмировал Вячеслав Денисов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика