21 сентября, в день окончания 14-дневного срока административного ареста, адвокат АП Краснодарского края Михаил Беньяш был снова задержан на 48 часов. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей».
Уголовное дело из-за укуса
Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, подписанного и.о. руководителя СУ СК РФ по Краснодарскому краю, генерал-майором юстиции Андреем Масловым (есть в распоряжении «АГ»), 9 сентября Михаил Беньяш «после соответствующих разъяснений Е.Д. и Д.Ю., которые представились, предъявили служебные удостоверения, разместился в их автомобиле для дальнейшего следования в УМВД России по г. Краснодару … для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и дачи объяснений по данному факту».
Находясь в автомобиле, Михаил Беньяш при въезде на территорию УМВД «осознавая, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в целях уклонения от составления данного протокола, понимая что Е.Д. и Д.Ю. являются представителями власти и находятся при исполнении своих должностных обязанностей, т.к. осуществляют его доставление в порядке, предусмотренном ст. 27.2 КоАП РФ, осознавая общественную опасность своих действий, умышленно применил к ним насилие, не опасное для жизни и здоровья, причиняя физическую боль, схватил и укусил Е.Д. за руку, нанес Д.Ю. не менее трех ударов локтем в область лица, верхних конечностей», – сообщается в документе.
Там же указано, что своими действиями адвокат причинил полицейским кровоподтеки, ссадины и множественные кровоизлияния, не влекущие кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, в связи с чем они расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью. «Таким образом, в действиях Беньяша М.М. усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, – сообщается в постановлении. – Учитывая, что Беньяш М.М. является адвокатом, решение о возбуждении в отношении него уголовного дела в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ принимается руководителем следственного органа СК РФ по субъекту Федерации».
Стоит отметить, что в протоколе об административном правонарушении, послужившем основанием для привлечения Михаила Беньяша к административной ответственности за неповиновение требованиям сотрудника полиции, указания на то, что задержанный адвокат нанес телесные повреждения оперативникам, отсутствовали.
Комментируя «АГ» ситуацию, один из защитников Михаила Беньяша, адвокат Алексей Аванесян, сообщил, что за шесть часов до истечения срока административного наказания Беньяша ему позвонил следователь и сказал срочно приехать на следственные мероприятия. По прибытии защитника следователь ознакомил его и Михаила Беньяша с постановлением о возбуждении уголовного дела, заключением экспертизы по телесным повреждениям полицейских, а также провел допрос. Кроме того, следователь на основании ст. 91 вынес принял решение о задержании Михаила Беньяша на 48 часов.
Алексей Аванесян отметил, что, ознакомившись с постановлением о возбуждении уголовного дела, он выявил ряд нарушений, касающихся проведения судебной экспертизы в отношении сотрудников полиции. В частности, была нарушена ст. 198 УПК РФ, поскольку следователь в один день ознакомил задержанного и его защитника как с постановлением о назначении экспертизы, так и с экспертным заключением, что, по мнению защитника, лишило их возможности заявить отвод эксперту или задать ему вопросы.
«Мы заявили ряд ходатайств о проведении ситуационной экспертизы, чтобы нам на месте продемонстрировали, каким образом человек, чьи руки скованы наручниками за спиной, может справиться с двумя сержантами полиции», – пояснил Алексей Аванесян. При этом он отметил, что на судебном заседании, которое должно состояться завтра, будет рассматриваться ходатайство следователя об избрании меры пресечения: «Думаю, наверняка это будет помещение под стражу».
Алексей Аванесян подчеркнул, что Михаил Беньяш своей вины не признает, считая, что дело имеет политическую направленность: «К нему на улице подошли два человека в “гражданке”, не представляясь, с силой посадили в машину без объяснения причин, потом начали душить, бить, отнимать мобильный телефон, – пояснил Алексей Аванесян. – Михаил садится в машину в очках и в наушниках, а вытолкнули его уже без очков и без наушников. У нас также есть видео, где единственный очевидец успела снять два фрагмента происходящего».
Председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края Ростислав Хмыров в комментарии «АГ» рассказал, что о случившемся ему стало известно только вчера, и сегодня на совещании с президентом адвокатской палаты он сообщил ему об этом. «Когда совет палаты примет решение, комиссия, исходя из этого, будет решать, в каком направлении осуществлять защиту», – отметил он, добавив, что шокирован происходящим.
Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник в комментарии «АГ» сказал, что лично контролирует развитие ситуации.
«Сказать что-либо об обоснованности предъявленного Михаилу Беньяшу обвинения сейчас невозможно. Есть расхождения в позициях Беньяша и полицейских. Беньяш утверждает, что они применили к нему насилие, а полицейские утверждают обратное. Понятно, что разобраться в данной ситуации можно только в рамках предусмотренной законом процессуальной процедуры. Главное сейчас, чтобы при расследовании этого дела не были допущены нарушения.
Кроме того, обоснованность обвинения Беньяша будет определяться законностью его задержания, что, в свою очередь, определяется тем, были ли им допущены нарушения административного законодательства, поскольку он уже осужден по ч. 2 ст. 20.2 и ч. 1 ст.19.3 КоАП. Сейчас эти постановления суда обжалуются, и принятые решения будут в значительной степени определять обоснованность обвинения, предъявляемого Беньяшу. Заменить законную процедуру, в рамках которой проходит расследование дела, никому не дано.
ФПА РФ держит все на контроле, чтобы была уверенность в том, что наш коллега обеспечен защитой и при расследовании и разбирательстве этих дел не нарушались требования законодательства».
В момент публикации новости адвокат Сергей Крайних, также защищающий Михаила Беньяша, сообщил, что на 25 сентября в Краснодарском краевом суде назначено рассмотрение апелляционной жалобы на решение о признании Беньяша виновным в нарушении ч. 1 ст. 19.3 КоАП, за которое тому было назначено 14 суток административного ареста.
Уголовное дело спустя 4 месяца после события
Кроме того, сегодня на сайте Следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю появилась информация о том, что в отношении Михаила Беньяша возбуждено еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия).
Ему вменяется в вину то, что 6 мая при рассмотрении судьей Первомайского районного суда материала об административном правонарушении в отношении доверительницы Михаила Беньяша он «неоднократно перебивал, давал указания, высказывал требования и возражения против решений судьи, о чем ему делались замечания, на которые адвокат не реагировал и продолжал нарушать установленный порядок судебного процесса».
Указано, что в связи с этим судья приняла решение об удалении защитника из зала суда, а также в связи с продолжением противоправного поведения в холле суда, и об отстранении его от дальнейшего участия при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Покидать зал судебного заседания адвокат отказался, в связи с чем был принудительно удален. Несмотря на отстранение от участия в рассмотрении иных дел, Михаил Беньяш «пытался вмешаться в деятельность суда и воспрепятствовать осуществлению правосудия при рассмотрении дел путем проникновения в зал судебного заседания, из которого он был удален судьей», – разъясняется на сайте следственного органа возбуждение второго уголовного дела.
Ранее «АГ» писала об этой ситуации. Тогда Михаил Беньяш пояснил, что в начале судебного заседания он заявил судье ходатайство о предоставлении времени для ознакомления с делом и допуске в зал судебного заседания находившихся на улице перед зданием суда общественных защитников и других лиц, заинтересованных в ходе процесса. Судья предоставил адвокату пять минут на ознакомление с делом и удалился на перерыв.
После возвращения судьи адвокат напомнил ему о втором ходатайстве, на что получил ответ, что указанных лиц нет в коридоре. Когда адвокат сообщил, что они находятся на улице перед зданием суда, поскольку их не пускают в здание, судья ответил, что суд является режимным объектом, а обеспечение явки заинтересованных лиц не входит в обязанности суда. Кроме того, судья заявил, что если адвокат не подчинится требованию судьи и продолжит спор, то будет удален из зала. В ответ Михаил Беньяш напомнил судье, что тот сам нарушает закон, не допуская граждан к участию в открытом судебном заседании. После этого, как рассказал адвокат, к нему сзади подошли двое полицейских, подняли за руки и буквально швырнули к дверям, после чего вытолкали в фойе.
Когда Михаил Беньяш сказал, что в зале судебных заседаний остались его вещи, и попытался войти, сотрудники полиции схватили и отбросили его на рамку металлоискателя, после чего адвокат упал на пол, а ему на ногу упала сломавшаяся рамка. Сотрудники суда вызвали скорую помощь и оперативную группу. У Михаила Беньяша был диагностирован ушиб ноги. Он настаивал на необходимости зафиксировать происходившее в протоколе, однако прибывший участковый ограничился составлением акта опроса адвоката и свидетелей, после чего уехал для проведения проверки по факту повреждения металлоискателя.
Михаил Беньяш также сообщал «АГ», что он обратится в Комиссию по защите профессиональных прав адвокатов, а также планирует написать заявление в Управление Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю для проведения проверки по факту превышения полномочий сотрудниками полиции, находившимися в зале суда, в чьи полномочия не входило поддержание порядка в судебном заседании и которые подменили собой судебных приставов. Было ли это сделано и как отреагировало ведомство – неизвестно.
По поводу возбуждения уголовного дела по событиям 6 мая, Алексей Аванесян сообщил, что с соответствующим постановлением ни он, ни его подзащитный ознакомлены не были. На вопрос корреспондента «АГ» о том, чем обусловлен интервал более чем в четыре месяца между совершением правонарушения и возбуждением уголовного дела по ч. 1 ст. 294 УК РФ, Алексей Аванесян высказал предположение, что «материал просто придержали».