Президент РФ направил в Госдуму два взаимосвязанных законопроекта (№ 558345-7 и № 558351-7), направленных на декриминализацию ч. 1 ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ранее «АГ» писала о том, что на прямой линии с Президентом Владимир Путин согласился с критикой правоприменения данной статьи.
Поправками предлагается внести изменения в УК и КоАП РФ, в соответствии с которыми к уголовной ответственности предлагается привлекать по ч. 1 ст. 282 УК только в случае привлечения лица к административной ответственности по аналогичному правонарушению в течение года. При этом квалифицирующие признаки из ч. 1 ст. 282 УК предлагается закрепить в ч. 2. В случае принятия поправок наказание за оба деяния не изменится.
В пояснительной записке к проекту закона о внесении изменений в ст. 282 УК РФ отмечается, что анализ правоприменительной практики показывает, что не во всех случаях привлечение к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ее первой частью, является обоснованным.
Указывается, что на это, в частности, обращается внимание в Постановлении Пленума ВС РФ от 20 сентября 2018 г. № 32, о котором ранее писала «АГ». Так, судам разъяснена необходимость при правовой оценке действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по названным выше признакам, исходить из характера и степени общественной опасности содеянного.
Вторым законопроектом предлагается за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, которые не содержат уголовно наказуемого деяния, закрепить в КоАП РФ административную ответственность: для граждан – штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. либо обязательные работы на срок до 100 часов, либо административный арест на срок до 15 суток. Для юридических лиц предлагается закрепить штраф от 250 до 500 тыс. руб.
Вице-президент ФПА, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник позитивно оценил смягчение ответственности по ч. 1 ст. 282 УК. При этом он отметил, что повторность правонарушения будет образовывать ответственность по УК РФ, что не соответствует разграничению уголовной и административной ответственности. «Уголовная ответственность наступает тогда, когда деяние имеет общественную опасность, а вред, который наносит административное правонарушение, существенно ниже», – пояснил Генри Резник.
Признается, что данное деяние общественной опасностью не обладает. Повторность сама по себе не может изменить вред, который наносится этим действием/бездействием. Например, сколько бы раз человек на улице нецензурно не выражался, это мелкое хулиганство. Такая конструкция административной преюдиции, к сожалению, сейчас востребована, что не соответствует стандартам наступления ответственности за те или иные деяния, потому что повторность сама по себе не может превратить не общественно опасное деяние в общественно опасное. Однако в практике нынешнего законотворчества уже 18 статей КоАП РФ в случае повторности образуют уголовно наказуемое деяние. По этому поводу идут дискуссии, большинство отвергают такую конструкцию, и я в их числе.
По его мнению, правильнее оставить в ст. 282 УК РФ призывы к насилию, дискриминацию по признакам расовой, национальной и религиозной принадлежности и при этом убрать социальную группу и принадлежность по полу. «Должен сказать, что поправки все равно надо рассматривать позитивно, потому что эту практику – абсолютно неконституционную, которая совершенно неосновательно вторгается в свободу выражения мнений, – надо было окоротить. Думается, что этот законопроект – промежуточный, и над ст. 282 УК РФ еще будут работать», – указал Генри Резник.
Председатель президиума МГКА «ФОРТ» Сергей Бадамшин также считает, что внесение изменений в законодательство – это положительный тренд. «Многие правоприменители говорят о том, что необходимо декриминализировать ст. 282 УК РФ. Президент решил сделать это путем введения административной ответственности. Считаю, что это своевременное и актуальное решение, которое основано на широком общественном обсуждении и возмущении общественности как по ряду резонансных дел, так и по нерезонансным, когда дела возбуждались по надуманным, высосанным из пальца правоприменителя составам», – указал Сергей Бадамшин.
Он с сожалением отметил, что без внимания осталась ч. 1 ст. 280 УК, которая граничит со ст. 282 и позволяет правоприменителю в дальнейшем злоупотреблять своим правом при квалификации деяния, а также ст. 148 УК, в которой говорится об оскорблении чувств верующих. «Тренд задан правильный. Надеюсь, в дальнейшем изменения коснутся и этих статей. Сейчас главное, чтобы поправки были приняты в ближайшее время. Тогда достаточно большое количество дел, имеющихся у меня и у моих коллег в производстве, будет просто прекращено, так как закон имеет обратную силу при отмене ответственности либо ее смягчении», – отметил Сергей Бадамшин.