20 июня депутаты Госдумы рассмотрели и приняли во втором чтении проект закона о внесении изменений в ст. 72 УК РФ, изменяющих порядок зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы (№ 73983-5).
Как ранее писала «АГ», согласно изменениям, время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы – один день за два, исправительных работ и ограничения по военной службе – один день за три, а в срок обязательных работ – из расчета один день содержания под стражей за 8 часов работ.
Также документом предусматривается, что в срок лишения свободы засчитывается время содержания лица под стражей из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима, а также нахождения осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии общего режима, воспитательной колонии или колонии-поселении, в строгих условиях, в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в соответствии со ст. 115 и 136 УИК РФ.
Кроме того, в срок лишения свободы предлагается засчитывать один день в СИЗО за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии, а также за два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Помимо этого, предлагается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов РФ, в случае выдачи лица на основании ст. 13 УК засчитывать из перечисленного выше расчета.
При этом время нахождения лица под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, предлагается засчитывать из расчета два дня за один день нахождения в СИЗО.
Норма не распространится на тех лиц, которые осуждены за терроризм, а также при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве. Кроме того, она не будет действовать в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.
Стоит отметить, что законопроект был внесен в Думу ровно 10 лет назад – 20 июня 2008 г., а в первом чтении он был принят всего 3 года назад – в феврале 2015 г. Ранее автор законопроекта – председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщал, что причина задержки заключалась в отсутствии точных данных о том, сколько людей находится в тех или иных местах заключения в соотношении со степенью общественной опасности совершенных ими преступлений.
Необходимость статистической информации по осужденным, по словам Павла Крашенинникова, была обусловлена тем, что в соответствии с УИК РФ заключенные, отбывающие наказания в колониях строгого режима за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеют право по отбытии части срока и при условии хорошего поведения на перевод в места заключения с более мягким режимом. Поскольку перерасчет срока будет применяться и к ним, необходимо тщательно проработать этот механизм.
Ранее комментируя «АГ» законопроект, адвокат АП г. Москвы Александр Зинуров назвал новеллу большим шагом к гуманизации российской уголовно-исполнительной системы и важным этапом в проведении политики декриминализации. «Считаю, что осужденный, находясь большее количество времени в местах лишения свободы, лучше не становится, а значит, зачет времени содержания в СИЗО в срок отбывания наказания просто необходим», – отметил адвокат.
При этом он указал на возможный коррупционный риск: принятие законопроекта может привести к тому, что будут затягиваться сроки следствия и суда, чтобы срок отбывания наказания был меньше или его вовсе не было, – это «расплодит» коррупцию и процессуальное хулиганство со стороны обвиняемых и подсудимых. Адвокат считает, что в этом случае необходимо урегулировать деятельность должностных лиц на местах, ужесточить контроль. «Кроме того, до настоящего времени не решен вопрос об исчислении сроков этапирования в места лишения свободы, которые могут достигать 10–14 дней, а в некоторых случаях – и месяца. Непонятно, каким образом рассчитывать данный срок. Либо он будет прибавляться к сроку нахождения в СИЗО, либо в исправительной колонии», – пояснил Александр Зинуров.
Председатель МГКА «ЮС КОГЕНС» Алексей Горбунов обратил внимание на то, что в нынешней редакции ст. 72 УК стоит условный знак равенства между лишением свободы, принудительными работами, содержанием в дисциплинарной воинской части и арестом. Однако, согласно поправкам, определяемый судом для отбывания лишения свободы вид исправительного учреждения ломает этот баланс, причем, по мнению эксперта, неудачно.
Кроме того, он отметил: в пояснительной записке к законопроекту говорится, что он имеет целью компенсировать издержки, возникающие в результате отсутствия возможности для приведения условий содержания под стражей в соответствие с международными стандартами. «Может, все же пришло уже время поработать в стране над условиями содержания под стражей, тем более что в значительной степени эта проблема должна была быть решена гуманизацией применения мер пресечения, о которой столько говорилось и которая так и не наступила», – заключил Алексей Горбунов.
Партнер АБ «ЗКС» Алексей Новиков, согласившись с тем, что условия содержания в СИЗО являются одними из самых тяжелых, отметил, что предлагаемый порядок зачета наводит на размышления. Он пояснил, что лица, совершившие простой рецидив, лишены возможности воспользоваться обсуждаемым правом. «Но в то же время задачей и целью исправительной системы является именно исправление», – заключил Алексей Новиков.