Конституционные основы публичного права
Постановлением от 23 мая 2017 г. КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны. В связи с этим федеральному законодателю было предписано внести в указанный Кодекс изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению. При этом Суд пояснил, что законодатель вправе предусмотреть в КоАП РФ обязанность судей устанавливать конкретные сроки применения данной меры обеспечения (по аналогии с действующим миграционным законодательством), а также закрепить особый миграционный статус апатрида, освобожденного из спецучреждения, который позволит осуществлять контроль за ним до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении. Впоследствии Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила законопроект МВД России, вносящий изменения в КоАП РФ в части установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений.
Постановлением от 5 июля 2017 г. Конституционный Суд проверил нормы, позволяющие не применять льготную ставку НДС при ввозе в Россию товаров, на которые она должна распространяться, и положения раздела «Коляски» Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию России. Рассмотрев дело, КС РФ указал: НК РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах следует толковать в пользу налогоплательщика.
Постановлением от 11 июля 2017 г. КС РФ дал оценку конституционности ряда положений КАС РФ и АПК РФ, признав их не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
Постановлением от 19 июля 2017 г. Конституционный Суд признал положения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации противоречащими Конституции РФ. Суд указал, что федеральный законодатель должен был либо учесть устоявшееся в российской правовой системе понимание места пребывания физического лица, либо, если применительно к миграционному учету он имел в виду иное, выразить специфику соответствующих правоотношений более четко. Также Суд напомнил, что каждый, кто находится на территории РФ, имеет в ее пределах право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия.
Определением от 6 июня 2017 г. Конституционный Суд отказался принимать жалобу на ряд положений НК РФ, позволяющих, по мнению заявителя, вменять налогоплательщикам в вину дробление бизнеса. Между тем судья КС РФ Константин Арановский в особом мнении заявил, что отказ Суда в рассмотрении жалобы может быть понят неоднозначно, в связи с чем отметил, что «хозяйствующим субъектам, в том числе малого предпринимательства с признаками семейных взаимосвязей, важно иметь в виду, что случаи, похожие на дело заявителя, могут быть приняты за совокупность фактов, доказывающих налоговое правонарушение».
Определением от 18 июля 2017 г. КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы о неконституционности ч. 3 ст. 9 Закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Изучив материалы дела, Конституционный Суд пришел к выводу, что норма федерального закона не препятствует оспариванию в судебном порядке действий субъектов публичной власти, связанных с передачей религиозной организации имущества религиозного назначения. Суд подчеркнул, что распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о подготовке предложений о включении Исаакиевского собора в план передачи Церкви не подменяет и не может подменять собой решение о передаче соответствующего имущества и само по себе не порождает юридически значимых последствий. В связи с этим КС РФ посчитал преждевременной жалобу на еще не осуществленную передачу Исаакиевского собора РПЦ, но один из судей не согласился с этой позицией. В своем особом мнении судья Юрий Данилов указал на то, что оспариваемая норма неконституционна в том смысле, в каком по ней сложилась правоприменительная практика.
Конституционные основы трудового законодательства и социальной защиты
Постановлением от 18 апреля 2017 г. КС РФ пояснил, что увольнение сотрудника УФСИН России за декриминализованное деяние антиконституционно, признав противоречащим Конституции РФ п. «м» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел России. Суд постановил, что оспариваемый пункт Положения по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.
Постановлением от 27 июня 2017 г. КС РФ защитил права детей-инвалидов от неправильно трактующих закон органов социальной защиты. Такое постановление Суд вынес по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 17 Закона об ОСАГО, согласно которому инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. В постановлении подчеркивается, что транспортные средства, предназначенные для обеспечения проезда детей-инвалидов к социально значимым учреждениям, как правило, приобретаются не в собственность детей-инвалидов, неспособных в силу возраста и нередко состояния здоровья управлять ими, а в собственность их законных представителей. Таким образом, возможность получения предусмотренной законом компенсации не может зависеть от того, кто является владельцем транспорта.
Конституционные основы частного права
Постановлением от 22 июня 2017 г. Конституционный Суд дал оценку конституционности п. 1 ст. 302 ГК РФ в том смысле, как он понимается в правоприменительной практике и позволяет истребовать у конечных приобретателей недвижимое имущество по требованию публичных органов, даже если ранее правомерность перехода имущества по сделкам подтверждалась государственными регистрационными действиями. Также КС РФ пояснил поставленный заявителем вопрос о неконституционности произвольного толкования судами термина «добросовестный приобретатель». Суд постановил, что оспариваемая норма ГК РФ не допускает истребование выморочного имущества у гражданина, который полагался на данные ЕГРН и прошел регистрацию права собственности на имущество, если только в деле не выявлено, что он знал либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным жилым помещением. Впоследствии Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила для внесения в Госдуму поправки в ст. 302 ГК РФ, разработанные Минэкономразвития во исполнение этого постановления.
Определением от 4 июля 2017 г. Конституционный Суд указал на необходимость учета положений приговоров при вынесении решения в гражданском производстве. Суд подтвердил ранее сформулированные правовые позиции о преюдициальном значении в гражданском деле приговора по уголовному делу по ч. 4 ст. 61 ГПК РФ применительно к случаям, когда иск был удовлетворен по существу в приговоре – в части признания права за гражданским истцом на возмещение ему гражданским ответчиком вреда, причиненного непосредственно преступлением. КС РФ подчеркнул, что в этом случае приговор суда не может рассматриваться как обычное письменное доказательство, обладающее свойством преюдициальности, так как этим приговором разрешен по существу гражданский иск о праве с определением в резолютивной части судебного акта прав и обязанностей участников материально-правового гражданского отношения, что нельзя игнорировать в гражданском деле.
Конституционные основы уголовной юстиции
Постановлением от 11 мая 2017 г. Суд дал оценку конституционности п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Оспоренное нормативное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку – с учетом ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК РФ, согласно которым женщинам пожизненное лишение свободы или смертная казнь не назначаются, – им исключается возможность рассмотрения по ходатайству обвиняемого судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела о преступлении, предусмотренном п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, применительно к случаям, когда в совершении такого преступления обвиняется женщина. Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции РФ. Впоследствии Правительство РФ распорядилось внести в Госдуму проект закона, предусматривающий возможность рассмотрения уголовных дел женщин.
В Постановлении от 14 июля 2017 г. КС РФ признал не противоречащим закону ч. 1 ст. 260 УПК РФ, позволяющей судам рассматривать замечания на протокол заседания, поданные с пропуском установленного срока. В документе подчеркивается, что если имеется возможность устранить из протокола недостатки, способные повлиять на объективность оценки хода и результатов судебного заседания, это должно быть сделано.