АДВОКАТЫ БЕЗ ПАТРОНОВ
6 марта Московский клуб адвокатов при поддержке «АГ» провел встречу с Генрихом Павловичем Падва
Адвокат с 60-летним стажем рассказывал о том, из чего должна складываться профессия: интеллект, мастерство, эрудиция, принципиальность, порядочность и работа, работа и еще раз работа. Сегодняшняя практика от этого идеала бывает далека. Многим адвокатам не хватает, в частности, знания «ремесла» – профессиональных приемов, методов работы, тактики ведения дела и т.п.
Настолько тяжело стало работать, говорит Генрих Падва, что иногда появляется желание уйти из профессии. Судьям тоже нелегко: иной раз для того, чтобы даже при наличии неопровержимого доказательства невиновности подсудимого (например, видеозаписи, подлинность которой подтверждена заключением авторитетных экспертов) вынести оправдательный приговор, приходится просить разрешения вышестоящих судей.
Как научиться профессии
И при таком правосудии адвокаты порой делают, по словам Генриха Павловича, «самое худшее, что можно сделать против обвиняемого», – усугубляют его положение из-за своей неспособности подмечать важные детали, из неумения вести допрос свидетелей, предвидя их возможные ответы. Стремясь уточнить те или иные сведения, они не думают о том, что отсутствие противоречий и сомнений при некоторых обстоятельствах – во вред, а не во благо. Это свойственно, например, тем, кто пришел в корпорацию из прокуратуры.
Прокурор согласно закону не обязан непременно обвинять, он может и отказаться от обвинения, если приходит к выводу о невиновности подсудимого или обвиняемого. «Адвокат должен защищать, он не имеет права приходить к выводу о виновности подзащитного, если тот говорит, что невиновен, – говорит Генрих Падва. – Мы с вами не имеем права добыть и представить суду что-то такое, что может оказаться направленным против подзащитного. В этом принципиальное отличие действий защитника от действий прокурора».
Как научить адвокатской профессии, адвокатскому «ремеслу»? Участники встречи вспоминали о том, что в советское время, когда число поступавших в адвокатуру было меньше, чем сейчас, действовал институт патронирования и начинающие, например, не допускались к ведению определенных категорий дел. Возродить такую систему в современных условиях очень сложно: поступающих слишком много – опытных наставников на всех не хватает, да и не всегда они готовы делиться своими профессиональными секретами. Система обязательного повышения квалификации, безусловно, дает эффект. «Но как вы заставите учиться какого-нибудь вчерашнего “опера”, который “делает деньги” и больше ничем не интересуется? – спрашивает Генрих Павлович. – Раньше у нас были систематические проверки работы коллегий и конкретных адвокатов, люди готовились к этому».
Мария ПЕТЕЛИНА,
зам. главного редактора «АГ»
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 6 за 2014 г.
зам. главного редактора «АГ»
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 6 за 2014 г.