БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА – ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Международное усыновление и похищение детей: регулирование первого и защита от второго
3 марта в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция «Защита прав российских детей за рубежом». В ходе мероприятия представители Минобрнауки России и Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. рассказывали о предполагаемых изменениях в российском законодательстве. Участники обсуждали поправки, находящиеся на рассмотрении Госдумы, и один из международных договоров России с Францией.
Незаконный вывоз ребенка за границу, установление родительских прав и опеки
Замминистра образования и науки Вениамин Каганов напомнил, что с 1 октября 2011 г. для России вступила в силу Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.). Однако речь в документе идет не о международном похищении как уголовно наказуемом деянии – Конвенция действует в случаях, когда один родитель без согласия второго увозит общего ребенка в другую страну (похищает) или когда ребенок уехал с одним родителем с согласия второго, но находится за рубежом более длительный срок по сравнению с оговоренным (т.е. второй родитель его незаконно удерживает). Конвенция распространяется на несовершеннолетних детей до 16 лет.
В настоящее время к Гаагской конвенции присоединились около 90 государств, но лишь 32 из них пока признали присоединение России. Это значит, что документ применяется взаимно между Россией и пока только этими 32 странами. Для того чтобы большинство остальных участников признали присоединение РФ к Конвенции, необходимо регламентировать порядок исполнения ее положений. С этой целью 26 февраля 2014 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предусматривает порядок возвращения детей, незаконно вывезенных в Россию или удерживаемых здесь.
Стоит отметить, что еще в 2011 г., с присоединением России к Конвенции, центральным органом, ответственным за выполнение ее положений, стало Министерство образования и науки РФ (Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»). По словам В. Каганова, в этом ведомстве уже сейчас находятся около 50 заявлений родителей, без согласия которых их детей увезли за границу. Указанными поправками предусматривается розыск детей на территории РФ Федеральной службой судебных приставов по запросу Минобрнауки России. Родители также смогут обращаться в частные детективные агентства.
Согласно законопроекту рассматривать дела о возврате похищенных или незаконно удерживаемых в России детей будут уполномочены 8 судов – по одному в каждом федеральном округе. Они должны будут сообщать в Минобрнауки обо всех промежуточных определениях, а также о принятых решениях по делам о возврате ребенка. Министерство в свою очередь будет информировать центральный орган запрашивающего государства о рассмотрении каждого дела. Действующие в РФ процессуальные сроки пока не позволяют надлежащим образом выполнять положения Конвенции о возврате детей в течение полугода. В связи с этим некоторые изменения в части сокращения сроков будут внесены и в процессуальное законодательство.
В ходе обсуждения член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Галина Семья привела статистические данные. Оказалось, что около 70% «похитителей» детей – матери, увозящие своих чад подальше от отцов в другие страны. Конвенция же, по ее словам, призвана сохранить участие обоих родителей в жизни ребенка. Тем не менее документ не регулирует вопросы установления опеки или родительских прав.
Эти и некоторые другие отношения регулирует другой международный документ – Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.). К ней Российская Федерация присоединилась в июне 2012 г. Конвенция вступила в силу для РФ с 1 июня 2013 г. Данный документ, в отличие от первого, обеспечивает признание и исполнение иностранных судебных решений по вопросам установления родительских прав, опеки, обязанностей по отношению к ребенку и его имуществу. Подобное нововведение сыграет важную роль в жизни детей, родители которых – граждане разных государств.
Международное усыновление детей
Однако обе указанные Конвенции не касаются международного усыновления. Поскольку в последнее время этой теме уделяется пристальное внимание, на пресс-конференции 3 марта также был поднят данный вопрос. 27 декабря 2013 г. вступил в силу договор между Россией и Францией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Сильянов разъяснил принципиальные положения и основные идеи этого договора.
Документ предполагает усыновление российских детей французскими семьями при помощи аккредитованных организаций. Специализированные агентства на территории Франции и РФ будут взаимодействовать по вопросам получения разрешения на усыновление и контроля за благополучием усыновленного ребенка. Приемные родители должны будут отчитываться перед российскими государственными органами до совершеннолетия ребенка. Напомним: ранее предоставление отчетов было обязательным лишь до достижения усыновленными детьми 3-летнего возраста.
Если раньше приемные родители из Франции могли безнаказанно уклоняться от отчетности, то теперь контроль возложен и на французские органы власти. К ним смогут обращаться за содействием российские контролирующие структуры. Таким образом, ответственность за ребенка теперь будут нести не только усыновители, но и государство.
Аналогичный договор уже более 4 лет действует между Россией и Италией, причем случаев возврата российских детей из приемных семей в течение этого времени не зарегистрировано. Итальянские приемные родители вовремя отчитываются перед российскими органами о благополучии детей.
По словам Е. Сильянова, Франция почти 2 года вела переговоры с Россией по поводу заключения этого договора. Основная проблема состояла в том, что российским семейным законодательством с июля 2013 г. запрещено усыновление однополыми парами и одинокими родителями в странах, где признаются однополые браки (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В итоге Франция пошла на российские условия и подписала договор, несмотря на этот запрет.
Для получения разрешения на усыновление иностранные приемные родители должны проходить специальную подготовку, по итогам которой уполномоченный орган выносит заключение о возможности этих лиц быть усыновителями.
Казалось бы, слишком много препятствий воздвигнуто на пути человека, желающего помочь сироте, принять его в семью. Однако, как заявил В. Каганов, практика показала, что подобные условия направлены не на создание препятствий, а исключительно на защиту маленьких российских граждан. Кстати, по договору между Россией и Францией ребенок при международном усыновлении приобретает двойное гражданство до совершеннолетия. Затем ему предоставляется право выбрать собственное гражданство.
И напоследок еще немного статистики. Все те же участники дискуссии приводили данные о нынешнем состоянии усыновления в России. Е. Сильянов заявил, что за последние 5 лет иностранное усыновление российских детей сокращается естественным путем. Так, по его словам, в 2005 г. приемную иностранную семью обрели 6904 ребенка, а в 2013 г. – 1488 российских сирот. Однако это не означает, что теперь больше детей остаются без попечения родителей. Политика российских властей направлена на то, чтобы российские дети устраивались в семьи на Родине. И в настоящее время доля иностранных усыновителей составляет всего 5%, остальные 95% приемные родители-россияне.
В остальном по показателям «успеваемости» в устройстве детей-сирот Россия мало чем отличается от других стран. Галина Семья привела еще один пример: в РФ сейчас около 105 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей; в США, тема усыновления в которые сейчас является достаточно острой, – около 100 тыс. детей, подлежащих устройству в приемные семьи. При этом в среднем мировая практика усыновления и удочерения показывает, что около 10–11% приемных детей по различным причинам возвращаются в процессе или после устройства к замещающим родителям.
Хочется надеяться, что международное сотрудничество в вопросах установления опеки над детьми-сиротами продолжится. Что же касается похищения, сокрытия детей собственными родителями, то следует напомнить им об ответственности, которую они при этом несут, ведь в «междоусобных войнах» родителей страдают в первую очередь их собственные дети. Нельзя допускать, чтобы разменной монетой в конфликтах взрослых выступали маленькие, еще не самостоятельные и порой беззащитные люди.
Екатерина ШЕСТАКОВА,
юрист Юридической фирмы «ЮСТ»
юрист Юридической фирмы «ЮСТ»