×

Необходимо детальное регулирование

Сложившаяся система информирования об адвокатских услугах нуждается в усовершенствовании по нескольким направлениям
Материал выпуска № 6 (167) 16-31 марта 2014 года.
НЕОБХОДИМО ДЕТАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Сложившаяся система информирования об адвокатских услугах нуждается в усовершенствовании по нескольким направлениям

ДавидянМировой опыт регулирования информации об адвокатской деятельности имеет ряд отличающихся друг от друга моделей. Различия обусловлены особенностями экономики, политики, истории развития правовых профессий и, конечно, правовой культуры в обществе и государстве. Наибольший интерес представляют французская и американская модели, так как в этих странах сложились два противоположных порядка регулирования рекламы адвокатской деятельности.

Опыт Франции
Действовавший Закон Французской Республики от 31 декабря 1971 г. № 71-1130 был дополнен Декретом от 25 августа 1972 г., внесшим изменения в порядок рекламирования адвоката и адвокатского образования.

Согласно ст. 10.1 данного Закона допускается «функциональное информирование» о правовой деятельности адвоката в том случае, когда эта информация осведомляет лишь о возможности получения юридической помощи. Статья 10.2 того же Закона запрещает «прямую рекламу» («demarchage») адвокатской деятельности. Под «прямой рекламой» законодатель понимает выпуск листовок, плакатов, выступление по радио или телевидению. Закон также налагает запрет на все формы рекламы с неточной и ложной информацией, любые сравнения и подчеркивания преимуществ, указание несуществующих сфер специализации, информацию о бывших клиентах, иной форме деятельности помимо правовой.

Тем не менее, несмотря на эти запреты, Закон все же разрешает адвокатам информирование потенциальных клиентов о своей деятельности (ст. 10.3). Но тут же устанавливает рамки: это может быть лишь «техническая информация» – местонахождение адвоката, открытие представительств, принятие нового партнера. Адвокаты могут размещать информацию перед зданием их кабинетов на любом носителе «разумного размера». При этом любые формы информации о себе адвокат обязан представить в палату, к которой он прикреплен. Большим юридическим фирмам разрешено выпускать справочную информацию о фирме с указанием специализации и представлением списка юристов, работающих в ней.

Таким образом, адвокатская реклама во Франции крайне ограничена и контролируется адвокатским сообществом. Эти обстоятельства позволяют многим утверждать, что реклама адвокатской деятельности в стране запрещена. Объясняется это ролью и значением адвоката в обществе в целом и в правовом сообществе в частности. Адвокат считается важнейшей частью системы правосудия, ведь неслучайно французские адвокаты выступают в судебном процессе в мантиях, как и судьи. Их роль в правосудии дает основание законодателю считать рекламу адвокатской деятельности невозможной, а информирование – допустимым.

Гаяне ДАВИДЯН,
к.ю.н., доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 6 за 2014 г.


Яндекс.Метрика