НЕОБХОДИМЫ КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
Предложенный Александром Чангли законопроект нуждается в доработке
Коррупция представляет собой, безусловно, актуальную и важную проблему для нашего государства. С 2012 г. МВД России ведет учет преступлений коррупционной направленности. По данным официальной статистики МВД РФ, за 2013 г. было зарегистрировано 42 506 подобных преступлений, что не отражает реальной картины в силу высокой латентности коррупционной преступности.Правовой основой для противодействия коррупции служат международные акты, ратифицированные Российской Федерацией (в частности, Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.), а также внутреннее российское законодательство.
В числе нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, можно выделить: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28 декабря 2013 г.), Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21 октября 2013 г.), Национальную стратегию противодействия коррупции, утвержденную Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.) и др.
Тем не менее эксперты отмечают, что современная уголовная политика в сфере противодействия коррупции недостаточно системна, функциональна и эффективна.
Предложенный Александром Чангли законопроект, по замыслу автора, представляет собой антикоррупционную меру, направленную на решение одной из важнейших задач в сфере борьбы с преступностью. Данное предложение, безусловно, актуально и значимо, однако законопроект, на наш взгляд, нуждается в доработке. В нем присутствуют предложения, не в полной мере соответствующие системе уголовного законодательства РФ, а также противоречащие правилам законодательной техники.
Определение преступлений коррупционной направленности
Так, автор предлагает ввести в УК РФ новую статью «158.1. Хищение государственного имущества в особо крупных размерах». Учитывая содержание диспозиции предлагаемых норм, а также размещение новой статьи в соответствующей главе УК РФ, можно сделать вывод, что основным объектом данных преступлений являются отношения собственности. Посмотрим, относятся ли эти преступления к преступлениям коррупционной направленности.
По смыслу Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Суть такого явления, как коррупция, заключается в продажности должностных лиц и нарушении интересов государственной службы. Даже самое широкое понимание коррупции, предлагаемое криминологами, сводится к злоупотреблению публичной властью ради частной выгоды.
Анастасия МАТВЕЕВА,
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Виктория ДОМНИКОВА,
ассистент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 6 за 2014 г.
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Виктория ДОМНИКОВА,
ассистент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 6 за 2014 г.