×

Российская адвокатура: уроки истории и перспективы развития

К 150-летию официальной адвокатской корпорации
Материал выпуска № 6 (167) 16-31 марта 2014 года.

РОССИЙСКАЯ АДВОКАТУРА: УРОКИ ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

К 150-летию официальной адвокатской корпорации

ЛазаревВ рамках подготовки к 150-летию российской адвокатуры ФПА РФ планирует выступить с традиционным ежегодным докладом. По предложению заместителя председателя НКС ФПА РФ В.В. Лазарева в докладе будут подняты глобальные вопросы жизни сообщества, которые мы выносим на публичное обсуждение. Будем признательны коллегам за участие в дискуссии. Мнения, предложения, замечания просим направлять в редакцию по адресу advgazeta@mail.ru с темой сообщения «Доклад ФПА».

В имперском государстве адвокатура могла бы быть не только заступником Сударя, но и вторым оком Государя

Урок первый: мы не открыли ничего нового в программе обучения и развития – сегодня нет ни одного вопроса, который бы не обсуждали полтора столетия назад.

Урок второй: как и прежде, «задания» (проблемы) исходят из внешних жизненных обстоятельств, но, как и ранее, их выполнение связано с внутренними процессами в корпорации.

Урок третий: адвокатура осваивает уроки истории, но непоследовательно и с разными оценками; было бы преувеличением сказать, что российская адвокатура не учится ни на каких исторических уроках.

История учит, что полнокровное правозаступничество, эффективная организация правозащитной деятельности возможны лишь в условиях демократического режима, самоуправленческих принципов, но при обязательном понимании государством роли адвокатуры и покровительстве ей. Однако та же история показывает, что адвокатура всегда рассматривалась властью как «вражеское» учреждение.

История учит, что адвокатура – суть плоть от плоти общества. Ее развитие обусловлено состоянием и развитием общества со всеми его достоинствами и недостатками.

История показывает, что адвокатура не меняет своего имиджа в общественном мнении в силу известных свойств профессии адвоката, но она всегда получала поддержку общества в периоды подъема на поприще служения общественному интересу и правосудию.

История хотела бы преподать урок единения прокуратуры и адвокатуры в интересах правосудия, но урок остается бесплодным, и адвокатура всегда (уже по сути своей) противостоит прокурорской деятельности, чему способствует в том числе закрепление состязательного процесса.

История преподавала урок подчинения адвокатской деятельности судебному руководству, но адвокатура при этом теряла авторитет как самостоятельное и независимое учреждение.

Нуждаются в тщательном изучении уроки взаимоотношений российской адвокатуры с министерством юстиции (особенно в советское время). Главный урок состоит в том, что адвокатское сообщество всегда рассчитывало на помощь министерства, нуждалось в ней, но часто сталкивалось со стеснением своей деятельности.

Еще и сегодня не всеми усвоен тот урок, что в каждом конкретном деле адвокат представляет интерес конкретного клиента, никакие другие интересы не могут доминировать, все они производны от степени защиты интересов личности, хотя бы последним и противостояли интересы общества и государства.

Один из важнейших уроков – в разных исторических условиях законодательно (конституционно) провозглашались приоритеты государства перед личностью или личности перед государством (вместо закрепления их диалектического единства), что сказывается на решении всех частных принципиальных вопросов. Сегодня, как и 150 лет назад, дискутируется вопрос о праве гражданина избрать своего защитника, хотя бы он не только не был адвокатом, но и юридического образования не имел.

Со времени появления первых ходатаев по делам история решает вопрос об их моральных качествах, и с самого образования профессиональной корпорации совершенствуется кодекс их этики. Казалось бы, урок пройден с принятием съездом адвокатов России Кодекса профессиональной этики адвоката и поправок к нему, но крайние точки зрения продолжают дискутироваться.

На протяжении всей истории адвокатуры приходится усваивать едва ли не главный урок в отношениях с обществом, государством и клиентурой: умерить гонорар адвоката – значит понизить качество адвокатской помощи; не умерить – значит скомпрометировать идею общественного служения адвокатуры.

История дает показательные уроки выдвижения адвокатов на самые ответственные должности в государстве. В современной России этими уроками пренебрегают, и на некоторые должности (судейские, например) адвокатам пробиться трудно.

История преподнесла уроки параллельных адвокатур, обнажив все достоинства и недостатки их существования. Однако урок не пройден до конца и обостряется в современных условиях.

История учит, что адвокат в своем деле суверен. Однако проблема индивидуальных и коллективных форм адвокатской работы не нашла своего окончательного разрешения.

Российская адвокатура с самого своего создания перенимала европейский опыт, но и в то время, и сегодня приводятся убедительные аргументы о необходимости учитывать отечественные традиции. Урок продолжается.

История учит, что адвокатура много проигрывает в случаях, когда профессиональные интересы уступают политическим.

История демонстрирует действие закона отрицания с момента создания российской адвокатуры и до функционирования ее в постсоветский период. Позитивные ценности, надо полагать, сохранят свое действие и на перспективу.

Один из позитивных уроков истории состоит в последовательном расширении возможностей адвокатуры по защите прав граждан, в частности в признании участия адвокатов на этапе досудебной деятельности правоохранительных органов.

История учит необходимости учитывать пространственные пределы России и федеративное устройство Российского государства. Оказание квалифицированной юридической помощи всегда распределялось неравномерно.

Эффективность адвокатской деятельности на местах всегда и во многом зависела от местной власти.

История преподавала урок создания государственной прокуратуры, но настоящего разбора его так и не последовало.

Перспективы развития российской адвокатуры во многом увязываются с развитием научных исследований в этой области и укреплением соответствующих образовательных учреждений.

Валерий ЛАЗАРЕВ,
д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ