×

Доводы фпа услышаны

Недоразумение, возникшее в связи с изданием письма Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 июня 2007 г. № Д04-2224, благополучно разрешилось.
Материал выпуска № 8 (11) 16-30 сентября 2007 года.

ДОВОДЫ ФПА УСЛЫШАНЫ

Недоразумение, возникшее в связи с изданием письма Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 июня 2007 г. № Д04-2224, благополучно разрешилось.

Напомним, что в начале августа 2007 г. из Адвокатской палаты Красноярского края в ФПА РФ поступил тревожный сигнал о том, что, руководствуясь этим письмом, органы Федерального казначейства, приостановили выплаты адвокатам, оказывающим помощь по назначению («АГ» №5 (008) «Конкурсом по назначению»). Президент ФПА РФ обратился к министру Минэкономразвития России с предложением разобраться в ситуации и принять меры по отмене указанных разъяснений как противоречащих Конституции и действующему законодательству, регламентирующему порядок реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

В ФПА РФ пришел ответ следующего содержания.

«Минэкономразвития России рассмотрело обращение Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации относительно необходимости применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) при привлечении адвокатов к защите граждан в уголовном судопроизводстве и, с учетом дополнительной проработки вопроса с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, сообщает.

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации и положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) адвокат (защитник) в уголовном судопроизводстве оказывает юридическую помощь подозреваемому (обвиняемому).

Порядок приглашения и назначения адвокатов для оказания такой помощи в рамках уголовного судопроизводства регулируется статьями 50 и 51 УПК РФ, которые предусматривают участие в уголовном судопроизводстве защитника по приглашению подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя, а также других лиц по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, или по назначению дознавателя, следователя или суда. Во втором случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Размер вознаграждения адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда». Совместным приказом Минюста России и Минфина России от 6 октября 2003 г. № 257/89Н утвержден порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела.

Таким образом, установленный в УПК РФ порядок назначения адвокатов (защитников), который, с учетом положений части 1 и 2 статьи 1 УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства, не позволяет применять Закон для целей отбора адвокатов (защитников) и определения размера вознаграждения оплаты их труда. Кроме того, учитывая, что юридическая помощь оказывается адвокатами (защитниками) в пользу подозреваемого (обвиняемого), а не для нужд Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или нужд государственного или муниципального заказчика, такая помощь не может быть отнесена к услугам для государственных и муниципальных нужд в понятии Закона.

С учетом вышеизложенного к отношениям, связанным с назначением адвокатов (защитников) к защите граждан в уголовном судопроизводстве, не применяются положения Закона.

Одновременно сообщаем, что предусмотренные Законом процедуры размещения заказов применяются в случаях, когда адвокат привлекается в целях оказания юридической помощи для представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков.

А.В. Попова,
заместитель министра Минэкономразвития России

Яндекс.Метрика