×

Кнут и пряник для иностранца

Для упорядочения миграционных процессов нужно менять законодательство и использовать экономические инструменты
Материал выпуска № 14 (55) 16-31 июля 2009 года.

КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ ИНОСТРАНЦА

Для упорядочения миграционных процессов нужно менять законодательство и использовать экономические инструменты


В Совете Федерации состоялось обсуждение законодательных инициатив по противодействию нелегальной миграции в условиях мирового экономического кризиса. В совещании приняли участие не только сенаторы, но и представители Федеральной миграционной службы, Генеральной прокуратуры РФ, заинтересованных министерств и ведомств, а также Международной организации по миграции.

Точное число нелегальных мигрантов не знает даже Федеральная миграционная служба (ФМС). Однако глава этого ведомства Константин Ромодановский утверждает, что за последнее время это число уменьшилось в три-четыре раза и исчисляется десятками тысяч, но никак не миллионами. По данным члена Совета Федерации Владимира Слуцкера, напротив, только до четырех миллионов нелегальных мигрантов нанимается физическими лицами.

Патент для иностранца

Физические лица порой даже не интересуются гражданством рабочих, нанимаемых для строительства загородного дома или обустройства своего земельного участка. Тем более не спрашивают у них разрешение на работу в России. «Как показывает практика, российских работодателей не пугают штрафы, какими бы они ни были высокими», – констатировал Слуцкер и привел в качестве позитивного примера Чехию, где за использование нелегальной рабочей силы работодатель может не только быть оштрафован, но и получить уголовное наказание – до пяти лет тюремного заключения.

Законопроект по легализации иностранцев, работающих у физических лиц, считается одним из наиболее актуальных. ФМС предлагает узаконить систему патентов, которые могли бы покупать иностранцы, приезжающие в нашу страну на заработки. Однако для того, чтобы этот механизм заработал, надо тщательно продумать детали, в которых, как известно, и кроется обычно дьявол.

Предположим, что сотни гастарбайтеров, которые сейчас толпятся по утрам на Ярославском шоссе при выезде из столицы, будут иметь патенты, позволяющие им работать на физических лиц. Разве откажутся они от заманчивого предложения какой-нибудь строительной фирмы, нанимающей их на работу от имени какого-то своего начальника, прикрывающегося статусом физического лица? Начальник Правового управления ФМС РФ Петр Смагин не исключил такого развития событий. Он в то же время высказал предположение, что патентная система хотя бы позволит проследить, где работают мигранты, приехавшие в нашу страну.

Квоты и «миграционные коридоры»

Официально устроиться на работу не имеют возможности даже те, кто легально прибыл в Россию. ФМС ужесточила требования к мигрантам и выдает разрешения на работу только тем организациям, которые получили специальную квоту. В связи с кризисом квоты сокращаются.

До сих пор не известно, будут ли высококвалифицированные иностранные рабочие кадры выведены за пределы тех квот, которые распределяются по предприятиям. Еще два года назад была разработана и представлена концепция «миграционных коридоров для разных типов мигрантов», но статус закона она так и не получила.

Владимир Слуцкер, кстати, поддержал инициативу ФМС о предоставлении права на работу иностранным студентам, обучающимся в России, при предъявлении студенческого билета. Пока иностранные студенты имеют возможность подработать только в своем вузе, если там, конечно, имеются какие-то рабочие места.

Труд приравнен к азартным играм

Согласно закону каждый, кто находится в России более полугода, должен платить здесь налоги.

Однако список лиц, пересекающих государственную границу, на сегодняшний день имеется только у пограничников. Минрегионразвития и налоговые службы не имеют доступа к этой базе. Значит, они не в состоянии выяснить, работает ли на самом деле даже тот мигрант, который имеет на это право, а если да, то платит ли он налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Почти все участники совещания были едины во мнении, что нельзя приравнивать налоги за труд к налогам на выигрыш в казино или в лотерею, которые составляют 35 %. Однако если россиянин платит всего 13 % НДФЛ, то иностранец – 30 %. Причем такой налог взимается даже с тех физических лиц, которые прибыли в нашу страну по программе переселения соотечественников и еще не успели получить обещанное им российское гражданство.

Иностранные студенты, высококвалифицированные специалисты, и тем более приглашенные в Россию соотечественники должны платить такой же налог, что и россияне. Видимо, соответствующая законодательная инициатива скоро поступит в Госдуму.

Безвизовый тупик

Участники обсуждения в Совете Федерации не могли не коснуться и таких базовых проблем, связанных с миграцией, как безвизовое пространство и реадмиссия – согласие государства на прием обратно на свою территорию граждан, которые подлежат депортации из другого государства.

По соглашению с Европейским Союзом уже через год России, добивающейся безвизового режима с ЕС, придется принимать граждан третьих государств, которые попали в страны ЕС через нашу территорию (сейчас их сразу отправляют в страну постоянного проживания). Их последующая депортация на родину ляжет тяжким бременем на российские правоохранительные органы, если мы заранее не заключим соответствующие соглашения с теми странами, гражданами которых являются эти нелегальные мигранты.

Пока такие соглашения заключены только с Украиной, Узбекистаном и Вьетнамом. На стадии подписания находятся соглашения с Казахстаном, Латвией и еще рядом стран. Но Киргизия и Таджикистан, например, даже не хотят вести переговоры на этот счет. Или увязывают обязательства принимать граждан своей страны с выделением для них расширенных квот на работу в России. Такая постановка вопроса представляется совершенно бесперспективной. Видимо, если наши партнеры не снимут свои требования, то России просто придется ввести такой же визовый режим с этими странами, как это имеет место с Грузией.

Административная и уголовная ответственность

Особое внимание должно быть уделено мерам административной и уголовной ответственности в целях противодействия нелегальной миграции. Сейчас нелегальных мигрантов можно арестовать, продержать несколько месяцев в КПЗ, а затем депортировать. Но вскоре, если мы будем соблюдать нормы международного права, к иностранцам будет применяться специальная процедура ограничения свободы, позволяющая пресечь нелегальную миграцию, не ущемляя при этом базовых прав и свобод человека.

Создание центров временного содержания иностранных граждан, нелегально находящихся на территории России, требует внесения изменений в ряд кодексов и законов. В частности, должен быть определен порядок ограничения свободы для лиц, которые не имеют вообще никаких документов и не желают сообщать о своем гражданстве. Нужен закон о депортации иностранцев, нарушивших российские законы, но не заслуживающих уголовного наказания. И наверное, уже в ближайшее время будет принят закон, предоставляющий органам ФМС право проводить административное расследование в отношении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.

Защита прав мигрантов

Необходимо задуматься и о защите прав мигрантов, в отношении которых проводится расследование. В соответствии с Конституцией РФ право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется всем, кто задержан или обвиняется в совершении преступления (ст. 48). Большинство мигрантов не смогут самостоятельно оплачивать услуги адвокатов.

Готово ли государство предоставить каждому иностранцу бесплатного защитника? Как будет оплачиваться труд адвоката по назначению? В ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» перечислены категории российских граждан, которые вправе претендовать на бесплатную юридическую помощь. Надо ли дополнять эту статью упоминанием о мигрантах, оказавшихся в России под подозрением? И будет ли компенсирован ущерб, нанесенный иностранному гражданину, который был задержан, а затем оказался чист перед законом? Ответы на все эти вопросы, наверное, надо подготовить при участии адвокатского сообщества, представителей которого на совещание в Совете Федерации почему-то не пригласили.

Константин КАТАНЯН,
директор института политико-правового анализа

"АГ" № 14, 2009

Яндекс.Метрика