×

Квазиадвокаты

Незаконное использование термина «адвокат» в юридической рекламе и наименованиях юридических лиц
Материал выпуска № 22 (183) 16-30 ноября 2014 года.

КВАЗИАДВОКАТЫ

Незаконное использование термина «адвокат» в юридической рекламе и наименованиях юридических лиц

В продолжение дискуссии о границах использования рекламы в адвокатской деятельности публикуем статью, в которой рассматривается обратная сторона вопроса – использование хозяйствующими субъектами, не имеющими отношения к адвокатской корпорации, термина «адвокат» (и производных от него) в юридической рекламе.

Зачастую можно встретить рекламу юридических услуг (хозяйствующих субъектов, не имеющих отношения к адвокатуре), содержащую обороты с использованием слова «адвокат», «юридическая консультация» и т.п. Также встречается использование «адвокатской» терминологии и в фирменных наименованиях юридических лиц. К примеру, в базе данных ЕГРЮЛ числится ООО «Юридическая консультация “Адвокат”» (г. Брянск), т.е. своего рода юридическое «масло масляное».

Показательным является тот факт, что по состоянию на сентябрь 2014 г. согласно базе данных ЕГРЮЛ на сайте ФНС РФ числится около 300 организаций, в наименовании которых содержится термин «адвокат», и около 400 организаций, в названии которых содержится термин «юридическая консультация». Автор отдает себе отчет, что далеко не все из них являются реально действующими, но сам порядок данных цифр заставляет задуматься. Удивительно, что не только юристы, но и некоторые риэлторы в своей деятельности пытаются маскироваться под адвокатов. Так, в Курске зарегистрировано ООО «Агентство недвижимости “АдвокатЪ”».

Заслугой адвокатской корпорации является сложившееся общественное мнение, что обращение к адвокату гарантирует некий стандарт и качество юридической помощи, а адвокат, вступая во взаимоотношения с доверителем, понимает, что допущенные им проступки могут стать предметом рассмотрения в ходе дисциплинарного производства с негативными для него последствиями (в том числе и исключением его из адвокатской корпорации).

Совокупность определенных преференций, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) (адвокатская тайна, адвокатский запрос), а также механизмов контроля за деятельностью адвоката (возможность обращения доверителя с жалобой в органы адвокатского самоуправления) формирует в обществе мнение, что адвокат является более профессиональным и квалифицированным правовым советником.

Немаловажным моментом является определенный профессиональный порог, установленный для входа в профессию (наличие стажа работы по юридической специальности, сдача квалификационного экзамена), а также установленная Законом об адвокатуре обязанность по регулярному повышению своей квалификации.

Полагаю, что совокупность изложенных факторов побуждает некоторых «вольных» юристов использовать «адвокатскую» терминологию с целью попытки увеличения спроса на свои услуги, привлечения большего количества клиентов, которые вводятся в заблуждение относительно фактического статуса данных организаций.

Владимир ИВАНОВ,
адвокат АП Курской области, адвокатский кабинет «Бизнес Адвокат»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2014 г.

Яндекс.Метрика