×

Помощь pro bono: законно ли?

Практика pro bono в России столкнулась с регулятивными проблемами
Материал выпуска № 22 (183) 16-30 ноября 2014 года.

ПОМОЩЬ PRO BONO: ЗАКОННО ЛИ?

Практика pro bono в России столкнулась с регулятивными проблемами

Можно ли говорить о квалифицированной юридической помощи pro bono в России? Или в условиях традиционного отнесения адвокатской деятельности к непредпринимательской и развитой системы субсидируемой государством бесплатной юридической помощи институт pro bono выглядит чуждым явлением?

Часто можно услышать упрек в адрес адвокатов, что осуществление публично-правовых функций в области защиты прав граждан, правового просвещения, содействия правосудию является не более чем прикрытием сугубо возмездного характера деятельности адвокатов, связанных интересами «заказчика». При этом добавляют, что оказание адвокатами юридической помощи без взимания гонорара можно встретить лишь в сфере субсидируемой государством системы бесплатной юридической помощи (далее – БЮП), порожденной закреплением в Конституции РФ права на получение такой помощи. Отсюда можно сделать ошибочный вывод о том, что в российских реалиях некоммерческой по форме, но коммерческой по содержанию адвокатуры институт pro bono publico не может получить своего развития.

Большинство специалистов, отстаивающих некоммерческий характер адвокатуры, справедливо отмечают публично-правовые элементы данного института гражданского общества, позволяющие отличать адвокатскую деятельность по защите прав граждан и правовому просвещению от хозяйственных отношений «заказчик услуги – исполнитель». Но если впасть в крайность и отказать российской адвокатуре в наличии частноправовых начал и отдельных признаков предпринимательской деятельности, можно поставить под сомнение возможность развития института pro bono как сознательного выбора юриста-профессионала, отказывающегося от получения какой-либо платы за оказание юридической помощи в ситуациях, когда он такую плату должен получать.

Представляется, что между коммерческой и некоммерческой адвокатурой при всех их различиях нет глубокой пропасти, поскольку есть общее – оказание профессиональной квалифицированной юридической помощи, соответственно, есть и взаимное проникновение тех или иных институтов, связанных с частноправовой и публично-правовой составляющими оказания такой помощи. Иными словами, как в странах, где прямо признается существование юридического бизнеса, можно найти некоммерческую составляющую в адвокатской деятельности (например, функция содействия правосудию), так и в тех странах, где сложились длительные традиции некоммерческой адвокатуры, присутствуют некоторые признаки предпринимательства в сфере оказания юридической помощи. При этом во всех странах, где можно говорить о существовании рыночной экономики, точно так же можно говорить и о рынке оказания юридической помощи, основанном на принципах свободы договора и конкуренции (в той сфере, где речь не идет о реализации права на получение бесплатной юридической помощи).

Рынок оказания квалифицированной юридической помощи в России развивается в условиях жесткой конкуренции, и если говорить о сфере, лежащей за рамками уголовного процесса, то эта конкуренция обостряется наличием громадного количества юридических фирм, осуществляющих свою деятельность в форме коммерческих организаций. При этом многие организации, по сути, представляют собой офисы крупных международных юридических фирм с головными офисами, главным образом, в США и Великобритании.

Поэтому, несмотря на громадную разницу в регулировании юридических рынков России и стран с давними традициями юридического бизнеса, многие явления проникают в российскую практику в рамках общемировых тенденций.

На мой взгляд, институт pro bono должен получить широкое развитие в нашей стране, поскольку сам по себе он не является специфическим для стран с коммерческим характером адвокатуры, ведь оказание квалифицированной, не субсидируемой государством юридической помощи без взимания платы с получателя такой помощи обусловлено различными факторами как коммерческого, так и некоммерческого характера. Юристов к осуществлению помощи на принципах pro bono толкает, с одной стороны, социальная ответственность, индивидуальная потребность обеспечить себе психологический комфорт, стремление повысить профессиональную самооценку, с другой стороны, стремление повысить персональную деловую репутацию, увеличить стоимость «бренда» своего адвокатского образования, получить положительный пиар-эффект, в том числе перед органами государственной власти, привлечь к своей деятельности более молодых коллег. Налицо мотивация для осуществления такой деятельности как для лиц, работающих в режиме реализации публично-правовых функций, так и в парадигме обычной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Однако наличие мотивов осуществления адвокатами юридической помощи без взимания гонорара недостаточно – требуется как минимум признание законодателем или адвокатским сообществом самой возможности оказания квалифицированной юридической помощи на принципах pro bono или как максимум признание деятельности pro bono неотъемлемой частью адвокатской деятельности.

Андрей ПОРФИРЬЕВ,
к.ю.н., адвокат, партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2014 г.

Яндекс.Метрика