×

Минюст предлагает реформировать адвокатуру

Министерство юстиции РФ подготовило проект Государственной программы РФ «Юстиция», рассчитанной на 2012–2020 гг.
Материал выпуска № 23 (112) 1-15 декабря 2011 года.

МИНЮСТ ПРЕДЛАГАЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ АДВОКАТУРУ

Министерство юстиции РФ подготовило проект Государственной программы РФ «Юстиция», рассчитанной на 2012–2020 гг.  

 МинюстВ числе задач Государственной программы «Юстиция» – развитие рынка юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата, повышение качества юридических услуг и их доступности для всех слоев населения и хозяйствующих субъектов.

Предлагается, в том числе, реформирование института адвокатуры и создание на его основе «корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования».
В связи с этим представляется, что окончательные итоги дискуссии о соотношении адвокатской деятельности и предпринимательства, материалы которой публикуются в этом номере, подводить преждевременно.

В случае если программа «Юстиция» будет утверждена Правительством РФ, актуальной станет проблема практического решения задачи объединения юристов, занимающихся оказанием правовой помощи, в рамках одной корпорации и связанного с этим введения адвокатской монополии, прежде всего, на судебное представительство. Поэтому может возобновиться обсуждение тех вопросов, которые чаще всего ставят юристы бизнеса (и адвокаты, и юристы без адвокатского статуса), в том числе о возможности создания адвокатской фирмы, найма одного адвоката другим, оказания правовых услуг от имени юридического лица.

Согласно проекту, ответственным исполнителем программы «Юстиция» является Министерство юстиции РФ. Проектом предусмотрено, что общий объем финансирования мероприятий программы из федерального бюджета в 2012–2020 гг. составит 2 158 520418,6 тыс. руб., в том числе: в 2012 г. – 236 080 297,10 тыс. руб.; в 2013 г. – 235 971 429,2 тыс. руб. Предполагаются также ассигновании средств из внебюджетных источников, объем которых составит ориентировочно 3 780 000 тыс. руб., в том числе: в 2012 г. – 162 000 тыс. руб.; в 2013 г. – 275 000 тыс. руб.

Необходимость совершенствования системы оказания юридической помощи (услуг) гражданам обосновывается развитием рыночных отношений, в результате которого увеличивается количество споров, разрешаемых в судебном порядке, и повышением правосознания граждан, приводящим к росту числа исков на действия органов исполнительной власти.

Предлагается, в частности, увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами и нотариусами; реформировать сферу профессиональных юридических услуг; регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестры адвокатов и нотариусов; создать единый электронный реестр адвокатов и нотариусов.
В числе показателей реализации программы указывается соотношение общего числа адвокатов, сведения о которых внесены в реестр, и количества населения России. Предполагается, что к 2020 г. это соотношение будет составлять 0,1 %.

Проблемы рынка
Современное состояние рынка юридических услуг, проблемы в этой сфере и способы их решения охарактеризованы в подпрограмме 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций».

Современный рынок юридических услуг назван «разрозненной структурой», включающей три элемента: адвокатуру, нотариат и частный юридический консалтинг. К его основным проблемам отнесены «недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям», а также «деятельность недобросовестных лиц, вовлеченных в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний» (те, кто исключен из адвокатского или нотариального сообщества, могут заниматься юридической деятельностью в качестве частнопрактикующих юристов или работников организаций). Согласно документу, ситуация осложняется тем, что отсутствует эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи (дисциплинарная ответственность адвокатов оценивается как механизм, недостаточно эффективный).

Констатируется, что большая часть проблем рынка юридических услуг обусловлена недостатками правового регулирования адвокатской деятельности, установленного Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». К ним отнесено «недостаточное регулирование рынка квалифицированной юридической помощи, выражающееся в слабой конкурентной позиции адвокатуры по сравнению с консультантами, стремящимися доминировать в области оказания услуг бизнесу».

Отмечается, в частности, что индивидуальный характер правоотношений между адвокатом и доверителем, отсутствие в законе дополнительных гарантий возмещения доверителю имущественного вреда, причиненного адвокатом, лишают адвокатов конкурентоспособности по сравнению с юридическими фирмами, оказывающими юридические услуги на коммерческой основе.

Кроме того, указывается, что с возникновением действующей параллельно с адвокатурой системы юридического консалтинга, в том числе качественно нового вида юридической деятельности – сопровождения бизнеса, современная адвокатура утратила традиционно сформировавшуюся в советское время монополию на оказание юридических услуг, в том числе в виде судебного представительства.

В качестве еще одной важной проблемы в проекте названо отсутствие законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Законодатель отнес к квалифицированной юридической помощи адвокатскую и нотариальную деятельность, но не определил содержание данного конституционного термина, «поэтому на рынке оказания юридической помощи (юридических услуг) идет игра без правил для огромной армии юристов-предпринимателей и даже не юристов, желающих заработать на оказании юридической помощи».

Направление реформирования
Реформирование российской адвокатуры, согласно документу, требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи, в частности, разграничения сферы ответственности адвокатов и представителей частного юридического консалтинга. Предоставление адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной формой предоставления юридических услуг (а в отношении некоторых их видов – единственной), обеспечит условия, когда лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг.

Когда экономические стимулы привлекут этих специалистов в ряды адвокатуры, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования по квалификации и осуществлять необходимую «чистку рядов», то есть повышать качество работы адвокатского корпуса. «До тех пор, пока адвокатура остается периферийной областью юридического консультирования, – подчеркивается в документе, – любая попытка обновить кадровый состав адвокатуры повлечет только внутренние последствия для адвокатской корпорации, а не реальные изменения в качестве услуг для общества».

Суть реформирования института адвокатуры, таким образом, состоит «в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг». Цель  такого реформирования – «создание корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты, удовлетворяющих для его приобретения и удержания высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожащих этим статусом».

Среди основных задач развития института адвокатуры выделяются такие, как совершенствование механизма допуска в профессию; развитие системы специализации адвокатов по различным отраслям права и видам судопроизводства; развитие бизнес-адвокатуры; совершенствование механизма контроля качества юридической помощи, в том числе с помощью выработки единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи.

Предлагается законодательно закрепить следующие положения: никто, кроме лиц, имеющие соответствующее юридическое образование, не вправе заниматься оказанием юридической помощи на профессиональной основе; юристы, занимающиеся оказанием юридической помощи, должны действовать на основании единого законодательства, подчиняться единым профессиональным стандартам и нормам профессиональной этики, состоять в одном профессиональном сообществе и выполнять решения его органов самоуправления.

Этапы программы
Реализацию подпрограммы планируется осуществить в течение 2012–2020 гг., на первом этапе (2012–2014 гг.) предусматривается совершенствование законодательства РФ об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предполагается, что в 2012–2013 гг. Минюст России разработает концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи и подготовит проекты федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность. Согласно проекту программы, эти законы должны быть приняты в 2014 г.

Паспорт проекта размещен в СПС «Право.ру»
(http://docs.pravo.ru/document/view/20787696/23642826).


Яндекс.Метрика