×

Неустойка адвокату

Что делать в случае одностороннего отказа от исполнения договора об оказании юридической помощи
Материал выпуска № 17 (106) 1-15 сентября 2011 года.

НЕУСТОЙКА АДВОКАТУ

Что делать в случае одностороннего отказа от исполнения договора об оказании юридической помощи

В подавляющем большинстве случаев деятельность адвоката по оказанию юридической помощи опосредуется соглашением, заключаемым между адвокатом и доверителем. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» такое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме, при этом вопросы расторжения этого соглашения регулируются Гражданским кодексом РФ с изъятиями, предусмотренными законом.

Нередкой является ситуация, когда доверитель в силу тех или иных причин в одностороннем порядке отказывается от дальнейшего исполнения заключенного с адвокатом соглашения. При этом подчас весьма остро встает вопрос о взаиморасчетах между доверителем и адвокатом.

Несмотря на очевидную многовариантность предмета соглашения об оказании юридической помощи, сложившаяся к настоящему моменту судебная практика квалифицирует их исключительно как договоры возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) (в связи с этим нельзя не вспомнить постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1П, которым суд не только запретил практику заключения таких соглашений с условием о «гонораре успеха», но и высказался по вопросу о правовой природе таких соглашений как соглашений об оказании правовых услуг, которые должны регулироваться именно гл. 39 ГК РФ (см. п. 3.2. постановления)).

В соответствии с п. 1 ст. 782 гл. 39 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данное правило сформулировано как императивное, а значит не может быть изменено соглашением сторон.

Между тем, значительная часть профессиональной деятельности адвоката не имеет материального воплощения. И поэтому достичь определенности в вопросе о том, какая часть юридической помощи во исполнение конкретного соглашения к моменту его расторжения уже оказана, а значит, и должна быть оплачена, бывает весьма затруднительно.

Игорь ЗИНОВЬЕВ,
заведующий Филиалом РОКА «АК Диалог»,
доцент кафедры гражданского права ЮФУ,
к.ю.н.

Полный текст читайте в "АГ" № 17, 2011

Яндекс.Метрика