×

Опять двести семьдесят пять!

Установив ничтожную оплату трудодня защиты по назначению, государство надеется на работу спустя рукава
Материал выпуска № 11 (28) 1-15 июня 2008 года.

ОПЯТЬ ДВЕСТИ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ!

Установив ничтожную оплату трудодня защиты по назначению, государство надеется на работу спустя рукава

Подсчет денежных средств в чужом кармане – волнующее занятие, требующее вдохновения и незаурядных аналитических способностей. Более простой и приятной представляется эта задача в отношении лиц свободных профессий – ветеринаров, астрологов и адвокатов, носящих «бабочку» в цветочек и круглый год играющих в гольф и другие антиобщественные игры. Безоговорочно презюмируя состоятельность адвокатов, государство во все времена стремится их ущемить, например, ограничив законодательным путем их гонорары. В еще более благоприятном положении оказывается государство, когда само выступает в роли всеобщего клиента – при определении размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению.

Нет слов, довольно обидно более или менее прилично оплачивать услуги, которые адвокат оказывает совсем посторонним лицам, значительная часть которых к тому же самые настоящие жулики. Не приходится сомневаться, что правительства цивилизованных стран с болью в сердце устанавливают приемлемый размер оплаты субсидированной бесплатной юридической помощи для униженных и оскорбленных. В Финляндии она составляет 91 евро (около 3220 руб.), в Голландии – 101 евро (около 3500 руб.), в Германии – до 150 евро (около 5300 руб.), в Норвегии – 850 крон (3330 руб.), в Шотландии 63 фунта (более 3120 руб.), в  США – в зависимости от сложности дела и его подсудности от 50 до 100 долларов (примерно от 1240 до 2480 руб.). Чуть поменьше, в 3–5 раз, готово выделить на защиту неизвестно кого и российское государство, беда лишь в том, что эту сумму – не более 1100 руб. – оно отмерило не за час работы адвоката, как в перечисленных выше странах, а за день работы по назначению. Но и эта сумма показалась Правительству РФ слишком большой, и Постановлением от 28 сентября 2007 г. № 625 оно постаралось свести ее к трудноразличимому минимуму. Для этого не потребовалось вносить изменения ни в Конституцию, ни в закон. Все решилось благодаря едва заметной подмене.

Если раньше согласно Постановлению Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 гонорар защитников по назначению был привязан к минимальному размеру оплаты труда, что позволяло адвокатам рассчитывать на увеличение оплаты своего труда с ростом величины МРОТ в будущем (с 1 декабря 2008 г. МРОТ составит 3000 руб., с 1 октября 2009 г. – 3500 руб., а к 2011 г. он будет на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения), то ныне Правительство считает вполне уместным оплачивать защиту в пределах не менее 275 руб. и не более 1100 руб. в сутки. В результате оплата труда адвоката оказалась заниженной на неопределенный длительный срок. Однако и в этой «вилке» органы на местах предпочитают замечать только первые цифры, доказывая, что дела адвокаты по назначению ведут пустячные, не требующие ни ума, ни сердца, ни затрат времени. Потому и оплачиваются они преимущественно по минимальной ставке, так что адвокат может заработать несколько долларов в день, или 5–6 тыс. руб. в месяц, – как гастарбайтер на рынке, за которым строго следит из-за угла хозяин ларька.

«А потому, что сейчас, чтобы деньги мои отнять, заработанные, пять кусков кровных, ты меня [милиционером] выставляешь…»

Установление нижнего предела оплаты труда адвоката в размере 275 руб. за один день участия в уголовном судопроизводстве по существу уравняло квалифицированный труд адвоката с трудом самых низкооплачиваемых неквалифицированных категорий работников и иначе как унизительной такую оплату назвать нельзя. Она касается более чем 40 тыс. адвокатов, ежегодно привлекаемых в качестве защитников по назначению. Доля уголовных дел, работа по которым на предварительном следствии и в суде оплачивается по минимальной ставке, необоснованно велика. Например, в 2007 г. в Нижегородской области решения об оплате труда адвокатов в размере 275 руб. за один день участия в уголовном судопроизводстве по назначению судебные и правоохранительные органы вынесли почти по 70% уголовных дел.

Потенциальные доходы адвоката оказались во много раз ниже доходов других слуг правосудия – не только следователя, прокурора, судьи или присяжного заседателя, но даже постового милиционера. А ведь для большинства адвокатов во многих регионах России участие в уголовном судопроизводстве по назначению является основным или даже единственным источником дохода.

По данным Федеральной палаты адвокатов, в 2007 г. за выполненную работу адвокаты, участвовавшие в качестве защитников по назначению, получали от государства в среднем 5623 руб. в месяц, из которых удерживались налоговые вычеты, отчисления на содержание адвокатского образования и на общие нужды региональной и Федеральной палат. Кроме того, закон обязывает адвоката за счет получаемого вознаграждения нести иные расходы, связанные с адвокатской деятельностью, в том числе с повышением \ профессионального уровня. Изъятия из адвокатского заработка составляют до 40%, и несложно подсчитать, что реальная сумма, назначенная адвокату государством за его труд, в итоге оказывается почти вдвое меньше прописанной в постановлении. Кроме того, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, адвокатам по назначению не компенсируются расходы по проезду к месту выполнения процессуальных действий и найму жилья.

Предыдущие обращения Федеральной палаты адвокатов за содействием в решении этого вопроса положительных результатов не дали. В ответах было рекомендовано решать проблему за счет увеличения оплаты труда адвоката на ¼ МРОТ (275 руб.) за день участия в случае выезда в процессе ведения дела в другой населенный пункт, как это предусмотрено действовавшим тогда приказом Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 г. № 257/89н. При этом не было принято во внимание, что уже в то время расходы адвоката при убытии в трехдневную командировку, например, в Республике Бурятия составляли до 20–25 тыс. руб. (в зависимости от дальности поездки и вида используемого транспорта), что явно несоразмерно сумме компенсации.

Последнее обращение Федеральной палаты к бывшему министру юстиции также не принесло значительных результатов. Как следует из письма и.о. директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб, никакие законы не обязывают Правительство РФ определять оплату труда адвоката за каждый день участия в одном уголовном деле в размере, соответствующем минимальному размеру оплаты труда или превышающем его. Немаловажно, что при этом адвокат не состоит с органом, его назначившим, в трудовых отношениях. В то же время УПК РФ и Закон об адвокатуре не ограничивают адвоката в его праве одновременно участвовать в уголовном судопроизводстве по двум и более делам и осуществлять адвокатскую деятельность на основании соглашений с доверителями.

«Насыплешь ты мне целых десять кусков. Двадцать бутылок водки смогу купить. Спасибо, папаша, за доброту твою небывалую…»

В упомянутом выше письме указано, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» учитываются:
– при определении размера оплаты труда адвоката – сложность уголовного дела;
– при определении сложности уголовного дела – подсудность, число и тяжесть вменяемых преступлений, количество подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объем материалов дела, необходимость выезда адвоката в процессе ведения дела в другой населенный пункт и другие обстоятельства.

В письме также отмечается, что Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 625 в Постановление № 400 были внесены и изменения, предусматривающие увеличение размера оплаты труда адвоката в нерабочие праздничные и выходные дни, в ночное время.

Пункт 4 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела, утвержденного приказом Минюста России и Минфина России от 15 октября 2007 г. № 199/87н, предусматривает и возможность увеличения размера оплаты труда адвоката по назначению по уголовным делам (кроме рассматриваемых Верховным Судом РФ, а также судом с участием присяжных заседателей, и отнесенных к подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда) на 275 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – на 550 руб. на основании мотивированного постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда с учетом степени тяжести вменяемого преступления, количества подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объема материалов дела, необходимости выезда адвоката по назначению в процессе ведения дела в другой населенный пункт и совершения преступления отдельными категориями граждан (гл. 52 УПК РФ).

Кроме того, в п. 3 Постановления № 625 говорится об индексации с учетом уровня инфляции размера оплаты труда адвоката. Минюст России разработал проект постановления Правительства РФ по данному вопросу, который после его согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом при прокуратуре РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ будет представлен в Правительство РФ.

Адвокатам предлагается активнее сотрудничать с милицией, ориентироваться на экстенсивный путь развития и тем самым обеспечивать свое благополучие.

Относительно выплаты адвокату суточных, расходов на оплату жилья, на проезд при выезде в процессе ведения дела в другой населенный пункт сообщается, что Минюст России в период работы над проектом постановлением Правительства № 625 предложил распространить на этот случай соответствующие положения постановления Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд». Однако в процессе согласования проекта данное предложение соисполнителями (главным образом, Минфином России) поддержано не было.

Пять старушек – уже рубль

Подобную стойкость Минфин проявляет не только по отношению к адвокатуре, и было бы ошибкой связывать ее с тем, что ни один заместитель министра финансов никогда не пользовался услугами защитника по назначению (на нужное дело средства у них всегда находятся). Однако заслуживает внимания совет Минюста не ограничиваться участием в уголовном судопроизводстве только по одному делу, набирать их как можно больше и при этом не забывать осуществлять адвокатскую деятельность на основании соглашений с доверителями. Не потому, что этим советом может воспользоваться всякий – на пространстве нашей необъятной родины есть такие субъекты федерации, где нет никаких доверителей, да и уголовные дела возбуждаются совсем не по воле адвоката, а скорее наоборот (вопреки расчетам Минюста, далеко не все адвокаты носят «бабочку» в цветочек и играют в гольф). Весьма интересен сам подход государства, согласно которому адвокату надо участвовать в как можно большем количестве процессов, а значит, поменьше вдаваться в подробности уголовного дела. От этого, как следует из письма, всем будет хорошо – и следствию, и судам, и самим адвокатам. Что касается обвиняемых, то, как давно подметил классик, если секомый не виноват в том деле, за которое наказуется, он обязательно виноват в каком-нибудь другом. Можно также предположить, что наши органы зря никого не сажают, и если адвокат не будет препятствовать торжеству справедливости, он сможет за день участвовать в рассмотрении нескольких дел и заработать чуть ли не тысячу. Такая логика как будто заимствована из легкомысленного анекдота о Родионе Раскольникове, безосновательно приписывавшего герою мотив «пять старушек – уже рубль».

Отметим, что от компетентных органов зависит и определение сложности дела, которое следователю всегда кажется вполне простым, так что и 275 руб. за день работы выглядят щедрым даром для защитника. От последнего требуется всего-навсего присутствовать при предъявлении обвинения и совершать тому подобные несложные процессуальные формальности, в частности сидеть с важным видом напротив прокурора в зале судебных заседаний, руководствуясь принципом лентяев советских времен – «они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем». То, как адвокат справляется со своей работой, также может отразиться на оплате его труда, хоть, как справедливо отмечает работник Минюста, с правовой точки зрения это совсем не труд. Следовательно, адвокатам предлагается не принимать все происходящее близко к сердцу, активнее сотрудничать с милицией, ориентироваться на экстенсивный путь развития и тем самым обеспечивать свое благополучие. Согласятся ли на такой компромисс адвокаты, привыкшие честно исполнять свой долг, всецело зависит от них. Государство свой выбор сделало.

Ян ГУСЕВ

"АГ" № 11, 2008