×

Выбор действий создает зону ответственности

В Красноярске прошел семинар по повышению квалификации адвокатов, посвященный обсуждению вопроса о том, что значит квалифицированная юридическая помощь. Этот вопрос был важным для аудитории, в которой собрались 22 начинающих адвоката. Некоторые из участников только-только сдали квалификационный экзамен и получили статус адвоката, но еще не успели провести ни одного дела самостоятельно.
Материал выпуска № 11 (28) 1-15 июня 2008 года.

ВЫБОР ДЕЙСТВИЙ СОЗДАЕТ ЗОНУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В Красноярске прошел семинар по повышению квалификации адвокатов, посвященный обсуждению вопроса о том, что значит квалифицированная юридическая помощь. Этот вопрос был важным для аудитории, в которой собрались 22 начинающих адвоката. Некоторые из участников только-только сдали квалификационный экзамен и получили статус адвоката, но еще не успели провести ни одного дела самостоятельно.

Семинар проведен Красноярской палатой адвокатов совместно с Московским представительством Американской ассоциации адвокатов (ABA/CEELI), но всю работу по составлению программы, подготовке презентаций, разработке материалов для деловых игр, для чтения и самостоятельного изучения подготовила красноярская команда тренеров. В нее вошли адвокаты-преподаватели: И.С. Богданова, С.И. Бушмин, П.Д. Киреев, М.В. Кратенко, О.Н. Куртанидзе, А.С. Шагинян, И.А. Шевченко, Е.Ю. Федоренко.

Эта команда была сформирована красноярской палатой адвокатов из числа адвокатов, уже имеющих достаточный опыт работы. Многие из тренеров, успешно сочетая адвокатскую практику с преподавательской работой в юридическом вузе, овладели интерактивными методами ведения занятий. Для подготовки такой команды красноярской адвокатской палатой совместно с Московским представительством Американской ассоциации адвокатов (ABA/CEELI) предварительно был проведен специальный семинар-тренинг для тренеров по методике преподавания в системе повышения квалификации адвокатов.

Проблемы

В силу ст. 48 Конституции РФ квалифицированная юридическая помощь, является таковой не только потому, что она оказывается адвокатом, но и потому, что адвокат в принципе не вправе действовать неквалифицированно, а оказываемая им помощь по своему содержанию не может быть иной. Если адвокат действует непрофессионально и неквалифицированно, он создает основание для собственной ответственности как перед доверителем в силу гражданско-правового характера их отношений, так и перед адвокатской корпорацией в силу принятых адвокатами этических требований (ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката).

Вместе с тем законодатель не регулирует содержательную сторону понятия квалифицированной юридической помощи. Анализ правовых положений позволяет определить лишь подходы к раскрытию содержания данного понятия. Согласно ст. 25 Закона об адвокатской деятельности, соглашение, которое адвокат заключает с доверителем, является гражданско-правовым договором. Однако любой из вариантов гражданско-правового договора, которые может заключать с доверителем адвокат, как правило, не может иметь своим предметом получение определенного результата (разве что составление адвокатом какого-либо юридического документа или дачу им заключения по вопросу права). Следовательно, содержание квалифицированной юридической помощи не может определяться в зависимости от результата производства по делу.

Процессуальное законодательство, а также в известной мере ст. 13 Кодекса профессиональной этики адвоката ориентируют адвоката на совершение в ходе судопроизводства целого ряда процессуальных действий, посредством которых адвокат может оказать реальную юридическую помощь доверителю в защите его законных интересов. Статья 33 Закона об адвокатской деятельности ориентирует квалификационные комиссии при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) адвоката на то, чтобы они оценивали не результат, а собственно деятельность адвоката и давали заключение о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей или о нарушении норм этики. Из этого можно сделать вывод, что содержание квалифицированной помощи определяется совокупностью процессуальных действий, совершенных адвокатом по конкретному делу.

Особенностью профессиональной деятельности адвоката является неповторимость и уникальность каждого дела, в котором ему приходится участвовать. Этим и определяется сложность и даже невозможность предписания в законе тех действий, которые бы всегда обеспечивали его профессионализм. Совокупность необходимых, своевременных и эффективных действий определяет сам адвокат, и в этом выборе он независим и самостоятелен. Однако выбор определенных действий по делу создает для адвоката ту зону ответственности, применительно к которой квалификационная комиссия при наличии жалобы неудовлетворенного доверителя может обсуждать вопрос о неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих обязанностей. Именно дисциплинарная практика со временем создаст определенные стандарты квалифицированной юридической помощи. Но для выработки стандартов необходимо определить предмет и критерии проверки и оценки квалифицированности юридической помощи, оказанной адвокатом в конкретном деле.

Критерии

Представляется, что предметом проверки и оценки должна быть совокупность обстоятельств, характеризующая работу адвоката по конкретному делу. К таким обстоятельствам можно было бы отнести правовую позицию, выработанную адвокатом по делу в интересах доверителя; правовые средства и процессуальные действия, использованные адвокатом для реализации позиции; юридические документы, сопровождающие и отражающие деятельность адвоката по делу.

Не менее важным является и установление единых критериев проверки и оценки квалифицированности оказанной адвокатом юридической помощи. В настоящее время начинает складываться дисциплинарная практика проверки деятельности адвоката по жалобам доверителя только с позиций законности действий. Критерий законности, конечно, должен применяться, но он не должен быть единственным.

Нам представляется, что можно было бы предложить более полную и развернутую систему критериев, включив сюда:

  • законность;
  • целесообразность и адекватность обстоятельствам дела, целям и интересам доверителя, а также возможностям в конкретной процессуальной ситуации;
  • исчерпанность и максимальность действий адвоката и использованных им правовых средств;
  • своевременность;
  • активность и наступательность в защите интересов доверителя;
  • грамотность, обоснованность и убедительность процессуальных и иных юридических документов адвоката по делу.

Новая форма

Интерактивная форма семинара для молодых адвокатов позволила не только поставить перед ними данные проблемы, но и вовлечь самих участников в поиск решения. Вместе с преподавателями начинающие адвокаты рассуждали на тему понятия и критериев квалифицированной юридической помощи, профессиональной этики и ее влиянии на уровень профессионализма. Участники обсуждали конкретные практические ситуации и искали наиболее профессиональные пути и способы ведения дела, предлагали собственные варианты работы по такому делу. В острой и полемичной форме обсуждали последствия предлагаемых решений. Наряду с теорией на этом семинаре обсуждались и вопросы практики: как управлять конфликтами, как наиболее эффективно и правильно получить первичную информацию от доверителя и провести его интервьюирование; как проанализировать материалы дела, составить необходимый процессуальный документ, выступить в прениях. Все эти темы рассматривались не в форме традиционных лекций, а в интерактивных презентациях, игровых ситуациях, позволяющих обучаться путем действия, комментирования и тренинга в процессе активного взаимодействия преподавателей-тренеров и участников.

Семинар прошел на высоком уровне. Можно утверждать, что теперь у красноярской палаты адвокатов, где сформирована сильная команда тренеров, появляется реальная возможность стать региональным центром повышения квалификации адвокатов и для других субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока.

Лидия ВОСКОБИТОВА, профессор МГЮА

"АГ" № 11, 2008

Яндекс.Метрика