×

Профессиональное мастерство – гарантия успеха

30 ноября состоялось очередное заседание Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, на котором были приняты решения, касающиеся направления обращений ФПА РФ в высшие судебные органы, а также разработки Единой методики профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, стажеров адвокатов и помощников адвокатов.
Материал выпуска № 14 (17) 16-31 декабря 2007 года.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО – ГАРАНТИЯ УСПЕХА

30 ноября состоялось очередное заседание Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, на котором были приняты решения, касающиеся направления обращений ФПА РФ в высшие судебные органы, а также разработки Единой методики профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, стажеров адвокатов и помощников адвокатов.

Открывший заседание президент ФПА РФ Е.В. Семеняко назвал архиактуальным вопрос об оплате труда адвокатов по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Этот вопрос обсуждался на заседании Научно-консультативного совета при ФПА РФ 30 октября и в печати (см.: «АГ» № 5 (008), 10 (013), 11 (014); «Российская газета» №  4520 от 16 ноября 2007 г.).

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 625 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400, которые отменяют принцип «привязки» к МРОТ и вводят фиксированные размеры оплаты. На основании п. 4 Постановления № 625 Министерство юстиции РФ и Министерство финансов РФ приказом от 15 октября 2007 г. № 199/87н утвердили новый Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела.

По мнению ФПА РФ, Постановление № 400 в редакции Постановления № 625 противоречит двум нормативным правовым актам – Федеральному закону от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и  другие законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Закон № 54-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2007 г., не отменяет принцип «привязки» размера оплаты труда к МРОТ. Согласно ст. 5 Закона № 54-ФЗ в связи с принятием этого нормативно-правового акта не допускается снижение тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, а также компенсационных выплат, установленных до дня вступления его в силу. Однако оплата труда адвокатов по назначению, которая в соответствии с Постановлением № 400 в ранее действовавшей редакции составляла от 1/4 до 1 МРОТ, в настоящее время составляет от 275 руб. (что соответствует ~ 1/8 МРОТ) до 1100 руб. (что соответствует ~ 1/2 МРОТ).

Пункт 8 ст. 25 Закона об адвокатской деятельности предусматривает, что расходы на оплату труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Однако п. 3 Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 в редакции Постановления № 625 содержит правовую норму, разрешающую Министерству финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать органам государственной власти, наделенным полномочиями по назначению адвокатов, и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ средства на оплату труда адвокатов в соответствующих статьях функциональной и экономической классификации расходов федерального бюджета, а не в целевой статье расходов.

Подготовлен проект соответствующего обращения на имя председателя Правительства РФ В.А. Зубкова. В этом обращении подчеркивается, что новый состав Правительства РФ не несет ответственности за действия разработчиков Постановления № 625, и ситуацию с оплатой труда адвокатов по назначению необходимо исправить. «Было бы трагической ошибкой считать, что то, с чем мы сталкиваемся, это позиция власти как таковой. Это позиция людей, которых власть уполномочила решать определенные задачи. И мы должны обратить внимание власти на их некомпетентность», – сказал Е.В. Семеняко.

Подготовлен также проект в Верховный Суд РФ об отмене Постановления № 625 в той части, в какой его положения противоречат действующему законодательству. Главная цель обращения в Верховный Суд – добиться, чтобы высший судебный орган подтвердил необходимость учитывать в федеральном законе о федеральном бюджете в соответствующей целевой статье расходов средства на оплату труда адвокатов по назначению. До тех пор, пока эти средства не будут выделяться отдельной строкой, задолженность Судебного департамента по оплате труда адвокатов ликвидировать не удастся: в настоящее время управления Судебного департамента объясняют, что отвечают в первую очередь за финансирование судейского корпуса. В результате задолженность, например, только по Хабаровскому краю составляет около 12 млн руб.

Мария ПЕТЕЛИНА,
заместитель главного редактора «АГ»

Полный текст читайте в "АГ" №14 декабрь 2007

Яндекс.Метрика