×

распоряжение исключительными правами на интеллектуальную собственность и их защита

Анализ некоторых новелл гражданского законодательства
Материал выпуска № 20 (181) 16-31 октября 2014 года.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ИХ ЗАЩИТА

Анализ некоторых новелл гражданского законодательства

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесение изменений в часть первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) внес изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) в части, касающейся регулирования отношений, возникающих в связи с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. В настоящей статье рассмотрены наиболее значимые, по мнению автора, изменения, касающиеся вопросов распоряжения исключительными правами и защиты исключительных прав на интеллектуальную собственность.

Большая часть изменений вступила в силу 1 октября 2014 г. Статья 358.18 (Залог исключительных прав) вступила в силу 1 июля 2014 г. Пункт 5 ст. 1233 ГК РФ, п. 2 ст. 1274 ГК РФ, ст. 1275 ГК РФ, ст. 1363 ГК РФ и ст. 1406.1 ГК РФ в редакции Закона вступят в силу 1 января 2015 г.

В соответствии с Законом положения ГК РФ в редакции Закона по общему правилу применяются к правоотношениям, которые возникли и/или возникнут после 1 октября 2014 г. и 1 января 2015 г. соответственно, а также к правам и обязанностям, которые возникли и/или возникнут после 1 октября 2014 г. и 1 января 2015 г. соответственно, но которые вытекают из правоотношений, возникших до 1 октября 2014 г. (п. 7 ст. 7 Закона).

Закон также определил случаи, когда Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) должна рассматривать заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара в порядке, установленном нормами ГК РФ в редакции до 1 октября 2014 г., и применять условия патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца и требования к товарному знаку, знаку обслуживания или наименованию места происхождения товара, предусмотренные нормами ГК РФ, действовавшими до 1 октября 2014 г. и 1 января 2015 г. соответственно (п. 9 и п. 10 ст. 7 Закона).

Распоряжение исключительными правами на интеллектуальную собственность
Положения ст. 1227 ГК РФ в редакции Закона теперь устанавливают независимость интеллектуальных прав не только от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражена интеллектуальная собственность, но и от любых иных вещных прав на такой носитель. До 1 октября 2014 г. ГК РФ четко регламентировал только лишь вопрос независимости интеллектуальных прав и прав собственности, оставляя за скобками вопросы соотношения интеллектуальных прав и иных вещных прав на материальные носители, что на практике нередко приводило к возникновению определенных правовых проблем и связанных с ними рисков, например, когда участниками инвестиционных проектов были не только коммерческие организации, существующие в одной из привычных для них организационно-правовой форме, но и бюджетные учреждения. Кроме того, теперь в п. 3 ст. 1227 ГК РФ прямо установлено, что нормы ГК РФ о праве собственности и других вещных правах не применяются к интеллектуальным правам, если иное не установлено Разделом VII ГК РФ (Права на интеллектуальную собственность и средства индивидуализации). Внесенные Законом изменения направлены на устранение правовой неопределенности в этом вопросе.

После 1 октября 2014 г. при отчуждении исключительного права (перехода исключительного права от правообладателя к приобретателю), а также предоставлении права использования или залога исключительного права на интеллектуальную собственность, исключительное право на которую признается и охраняется при условии государственной регистрации такой интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1232 ГК РФ), более не требуется государственная регистрация самого договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора и/или договора залога исключительного права. В соответствии с п. 3 и п. 6 ст. 1232 ГК РФ в редакции Закона в совокупности с иными пунктами данной статьи и иными статьями ГК РФ (п. 2 ст. 1234, п. 2 ст. 1235, ст. 1366, ст. 1369, ст. 1427, ст. 1460) в тех случаях, когда исключительное право на интеллектуальную собственность признается и охраняется при условии государственной регистрации, государственной регистрации подлежат непосредственно само исключительное право, переход исключительного права к другому лицу, предоставление другому лицу права использования интеллектуальной собственности или залог исключительного права на интеллектуальную собственность. Аналогичные изменения внесены в п. 5 ст. 1262 ГК РФ, содержащий требование о государственной регистрации перехода исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных в случаях, когда такая программа для ЭВМ или база данных были зарегистрированы в Роспатенте согласно ст. 1262 ГК РФ.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством государственная регистрация перехода исключительного права, предоставления права использования интеллектуальной собственности, а также залога исключительного права осуществлялась посредством государственной регистрации соответствующего договора. Договоры при этом считались заключенными с момента такой государственной регистрации, что на практике также создавало некоторые сложности ввиду неопределенного правового статуса договора и, как следствие, прав и обязательств его сторон до момента такой государственной регистрации. Теперь соответствующие договоры могут быть признаны недействительными только в случае несоблюдения сторонами договора письменной формы, а переход исключительного права, предоставление права использования или залог исключительного права должны осуществляться Роспатентом на основании заявления сторон соответствующего договора. При этом в случае, если такое заявление подается в Роспатент обеими сторонами, подача в Роспатент самого договора не требуется. Договор или заверенную нотариусом выписку из договора необходимо приложить к заявлению только в случае, если такое заявление подает одна из сторон договора и при условии, что в Роспатент не подается подписанное обеими сторонами уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом.

Не менее важными являются изменения, внесенные в п. 3 ст. 1229 ГК РФ и касающиеся вопросов распоряжения исключительным правом на интеллектуальную собственность несколькими правообладателями. Так, сохранив общий подход, согласно которому исключительное право на конкретный объект интеллектуальной собственности является единым, законодатель уточнил, что в соглашении между собой правообладатели могут определять не только вопросы использования интеллектуальной собственности и распределения доходов от совместного использования интеллектуальной собственности, но и вопросы распоряжения исключительным правом на интеллектуальную собственность, а также распределения доходов от совместного распоряжения исключительным правом на интеллектуальную собственность.

Кроме того, теперь каждый правообладатель наделен правом самостоятельно принимать меры по защите своего исключительного права (абз. 4 п. 3 ст. 1229 ГК РФ).

С 1 июля 2014 г. действует новая ст. 358.18 (Залог исключительных прав) ГК РФ, в соответствии с которой исключительные права на интеллектуальную собственность могут быть предметом залога в той мере, в какой правила ГК РФ допускают их отчуждение. Так, не могут быть предметом залога исключительное право на фирменное наименование (ст. 1474 ГК РФ) и исключительное право на наименование места происхождения товаров (ст. 1517 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 этой статьи возможен залог не только исключительного права на интеллектуальную собственность, к которому применяются общие положения о залоге, установленные ст. 334–356 ГК РФ, но и залог прав по договору об отчуждении исключительных прав и по лицензионному (сублицензионному) договору, к которому применяются положения о залоге обязательственных прав, установленные новыми статьями 358.1–358.8 ГК РФ, также вступившими в силу 1 июля 2014 г. (внесены в ГК РФ Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), поскольку иное не установлено ГК РФ и не вытекает из содержания или характера соответствующих прав.

Алексей ГОРОДИССКИЙ,
партнер, адвокат Адвокатского бюро «Андрей Городисский и Партнеры»,
эксперт ФПА РФ

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 20 за 2014 г.

Яндекс.Метрика