×

Традиции, накопленные веками

Отечественные присяжные поверенные переняли от французских коллег многое по организации корпорации и формированию этических принципов
Материал выпуска № 18 (227) 16-30 сентября 2016 года.

ТРАДИЦИИ, НАКОПЛЕННЫЕ ВЕКАМИ

Отечественные присяжные поверенные переняли от французских коллег многое по организации корпорации и формированию этических принципов

История французской адвокатуры является прекрасным источником знаний о классических принципах адвокатской корпорации, которые сохраняют свою значимость и сегодня. Профессиональная адвокатура во Франции возникла задолго до российской, еще в XIII в. В 1864 г., когда сословие присяжных поверенных в России, по сути, еще только зарождалось, их французские коллеги уже имели богатые традиции, накопленные веками.

Окончание. Начало в «АГ» № 17 (226).
Дело Дрейфуса
Еще один интереснейший артефакт, ставший достоянием коллекции автора, – жетон, выпущенный в России в начале XX в., – поведал о важной вехе французской адвокатуры. На одной его стороне изображен всемирно известный французский писатель Эмиль Золя, на другой – французский адвокат Лабори.

Чем же прославились эти два французских представителя разных видов деятельности, чтобы быть удостоенными изображения на одном жетоне, тем более выпущенном в другой стране?

Писатель Золя и адвокат Лабори приняли непосредственное участие в защите интересов невинно осужденного в 1896 г. офицера французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса. Последний был обвинен в шпионаже в пользу Германии и приговорен к пожизненной каторге.

С открытым письмом к президенту Франции в поддержку Дрейфуса выступил Золя. Письмо послужило поводом для привлечения писателя к ответственности по обвинению в клевете в адрес французской армии и правительства. Процесс в отношении Золя, ставший, по сути, продолжением процесса Дрейфуса, проходил в 1898 г. Защитником писателя выступил адвокат Лабори. В своей речи он вновь привлек общественное внимание к делу Дрейфуса. Формально адвокат проиграл процесс: Золя был признан виновным в диффамации и присужден к сроку тюремного заключения и штрафу.

Однако искрометная речь Лабори, в которой он выступил фактически и в защиту Дрейфуса, вызвала во Франции и во всем мире огромный резонанс. Под давлением общественного мнения Уголовная палата Кассационного суда Франции приняла решение о пересмотре этого дела. При рассмотрении его в Кассационном суде с участием адвоката Лабори выяснилось, что в деле имеется множество подложных документов. Резолюция Кассационного суда почти предрешала оправдание, однако Военный суд после вторичного разбора дела в 1899 г. вновь признал Дрейфуса виновным, но при смягчающих вину обстоятельствах, и приговорил его к 10 годам заключения.

Во время процесса было совершено покушение на жизнь адвоката Лабори, который был легко ранен. Новый обвинительный приговор произвел на сторонников Дрейфуса негативное впечатление. Они заявляли, что если Дрейфус виновен, то ничто вины его не смягчает, и, следовательно, приговор свидетельствует о неискренности судей, которые хотели угодить военному сословию и в то же время смягчающими обстоятельствами примириться со своей совестью.

В итоге президент Франции помиловал Дрейфуса. Последний принял помилование, чем возбудил против себя многих своих сторонников и даже своего преданного защитника Лабори. Однако в ноябре 1903 г. Дрейфус подал новую кассационную жалобу, и дело было пересмотрено. В 1904 г. Кассационный суд постановил произвести дополнительное следствие, и 12 июля 1906 г. новый процесс признал Дрейфуса полностью невиновным. Все обвинения с него были сняты, и он был восстановлен в армии и даже награжден высшей наградой Франции – орденом Почетного Легиона.

По мотивам этого громкого дела в 1899 и 1908 гг. во Франции были сняты короткометражные фильмы, написаны книги. По степени воздействия на общество того времени, это дело сопоставимо с самым громким судебным процессом в дореволюционной России – так называемым делом Бейлиса (М. Бейлис, обвиненный в ритуальном убийстве мальчика в Киеве, как и Дрейфус, под давлением общественного мнения и при блестящей защите нескольких видных присяжных поверенных был оправдан в 1913 г.).

Приведенный пример ярко демонстрирует ту значительную роль, которую в тот период играл институт адвокатуры во Франции. Российской адвокатской корпорации еще далеко до подобного авторитета.

Исследование исторических артефактов дает возможность буквально прикоснуться к интересным вехам развития адвокатуры и «оживить» их. Всего лишь два предмета, а за ними – не только интересная история, но и осознание того, что традиции и авторитет нашей профессии формировались столетиями. И надо отдать должное: современная российская адвокатура впитывает в себя лучшие образцы таких традиций, сохраняя, приумножая и передавая их новым поколениям адвокатов.

Игорь БУШМАНОВ,
адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»

Яндекс.Метрика