×

Весеннее обострение

Депутаты проводят эксперименты с Уголовным кодексом
Материал выпуска № 9 (50) 1-15 мая 2009 года.

ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ

Депутаты проводят эксперименты с Уголовным кодексом

В марте-апреле думский портфель законодательных инициатив прямо-таки распух от предложений внести оригинальные поправки в УК РФ. Законопроекты поступали и от отдельных депутатов, и от региональных законодательных собраний, и от органов исполнительной власти. В большинстве законопроектов предлагается усилить ответственность за то или иное правонарушение, хотя есть и исключения из этого правила.

Срок для чужака

Наиболее занятным оказался проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ», разработанный депутатом Госдумы Павлом Таракановым. Автор законопроекта предлагает ввести уголовное наказание для госслужащих и депутатов, имеющих двойное гражданство.

В настоящее время федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» запрещает принимать на государственную гражданскую службу лиц, имеющих гражданство другого государства. Аналогичное ограничение предусмотрено ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципального служащего. Не могут иметь второй паспорт члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления не предусмотрено для граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исключение сделано только для граждан тех государств, с которыми Россия заключила специальные договоры (пока такие договоры ратифицированы только с Туркменистаном и Таджикистаном).

«К сожалению, в настоящее время регулярно отмечаются случаи, когда российские чиновники и политики приобретают или уже имеют иностранное гражданство и используют свое служебное положение в целях получения незаконных доходов, – замечает депутат Тараканов в пояснительной записке к своему законопроекту. – Они действуют в интересах других государств либо в личных корыстных интересах, не планируя в будущем жить в России и надеясь, “скопив” определенный финансовый капитал, уехать в страну, гражданство которой они имеют. Подобные граждане РФ являются потенциальными источниками противоправных деяний, таких как коррупция и шпионаж, а также иной целенаправленной диверсионной деятельности, наносящей вред национальным интересам России».

Наиболее наглядным примером того, как российские чиновники и политики, имеющие двойное гражданство, действуют не в интересах российского государства и тем самым наносят ему серьезный ущерб, г-н Тараканов считает Бориса Березовского, имеющего гражданство Израиля. Упомянут в записке и лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров, который якобы является гражданином США. Впрочем, такую информацию автор законопроекта получил из прессы, а не из официальных источников.

Такие же непроверенные сведения депутат получил и из Псковской области, где, по его словам, «многие россияне имеют гражданство Эстонии и при этом работают во всех органах власти региона, в таможне, армии, правоохранительных органах и пограничных войсках».

Депутат-патриот напоминает, что, принимая гражданство США, кандидат приносит присягу, произнося следующие слова: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которой я был до сих пор, что я буду соблюдать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов против всех их врагов, внешних и внутренних».

Подобного рода клятвы (присяги) дают иностранцы, получающие, например, гражданство Канады и ряда других государств мира. Очевидно, что гражданин, дающий подобную клятву (присягу) верности другому государству, не может действовать в интересах России, утверждает г-н Тараканов. Правда, никаких сведений о том, что наиболее коррумпированными являются именно те чиновники и депутаты, которые имеют двойное гражданство, г-н Тараканов не приводит.

Для защиты России от чужеродных чиновников и политиков он предлагает ввести уголовную ответственность за нарушение установленного законом ограничения, поскольку «расторжение служебного контракта или досрочное прекращение полномочий нельзя назвать адекватной мерой противодействия данным правонарушениям».

Предлагая дополнить УК РФ статьей 286.1, предусматривающей уголовное наказание за данное правонарушение, инициатор поправки уверен, что она «повысит ответственность чиновников и политиков и создаст барьер для деятельности на государственных, муниципальных, а также выборных должностях лиц, изначально действующих в интересах иных государств и склонных к коррупции». Он предлагает наказывать обладателя второго паспорта, проникшего в отечественные органы власти и управления, «лишением свободы на срок до двух лет и штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет».

Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, рассмотрев проект, внесенный депутатом Таракановым, решил, что законопроект должен быть возвращен автору, поскольку в числе представленных документов отсутствует официальный отзыв Правительства РФ. Однако эта формальная придирка вовсе не означает, что на данной инициативе поставлен жирный крест, она просто отложена.

Преступный анекдот

Вероятно, не будет в ближайшее время одобрена и другая поправка в УК, предложенная вице-спикером Госдумы Владимиром Жириновским. Однако в данном случае лидер ЛДПР, который имеет все основания считать себя опытным юристом, не допустил ни одного процедурного нарушения, заставив профильный комитет разослать законопроект во все органы государственной власти РФ и ее субъектов для подготовки отзывов, предложений и замечаний.

Между тем сама идея отмены ст. 282 УК представляется не менее одиозной, чем предложение депутата Тараканова. Ведь именно эта статья устанавливает наказания за преступления в виде «действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды», а также «за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

Но г-на Жириновского это не смущает. Полагая, что квалифицирующие признаки в ст. 282 УК РФ имеют определенную расплывчатость, заслуженный юрист России предлагает устранить неопределенность правовых норм исключением названной статьи из Уголовного кодекса.

«Наказуемо ли публично бранить воров и бандитов, указывая их расу, национальность, происхождение или отношение к религии, или сотрудников органов милиции по признаку национальной принадлежности или отношения к религии?

Преступно ли рассказывать “этнические” анекдоты, не возбуждая ненависть либо вражду к чукчам, евреям, цыганам, русским (практика уголовного наказания за рассказ подобных анекдотов была)?..
Как быть с уголовным наказанием, предусмотренным в ст. 282 УК РФ, по отношению к религии, если действия направлены на возбуждение ненависти либо вражды не к самим верующим, а к предметам культа, обрядам и сакральным образам?»

Ответов на эти вопросы УК не дает, так как квалифицирующие признаки статьи сформулированы не по результату деяний, а по их цели, полагает Жириновский.

Абсурдность ст. 282 УК, по его мнению, «состоит также и в том, что граждане могут искренне возмущаться унижением достоинства гражданина либо группы граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, но это не доказывает, что поступок гражданина действительно был направлен на подобный эффект», гражданин же может понести уголовное наказание. Для применения наказания необходима умышленность деяний, но учитывать данный принцип в ст. 282 УК РФ нельзя, так как тогда необходимо будет связывать такие понятия, как «преступник», «преступное поведение» с одной стороны и «национальность», «этничность», «религиозная принадлежность» – с другой.

Наибольшие трудности при применении правовых норм ст. 282 УК РФ возникают при разграничении состава преступления, и поэтому, как правило, суды, принимая к рассмотрению заявления граждан, в случаях, когда не было факта насилия, а проявлялось неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставаниям к гражданам, применяют ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничиваясь штрафом или административным арестом.

Автор законопроекта подчеркивает, что не применяется ст. 282 УК РФ и к средствам массовой информации за преступления в виде действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

В этом случае неясно, кто должен быть привлечен к уголовной ответственности, ведь передачу готовит целая группа сотрудников. Или достаточно привлечь к уголовной ответственности одного руководителя? На эти вопросы ст. 282 ответа также не дает, поэтому Жириновский предлагает просто исключить ее из УК.

Константин КАТАНЯН

"АГ" № 9, 2009