Министерством юстиции РФ подготовлен проект федерального закона об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в РФ (далее – законопроект), призванный заменить действующий Закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).
Содержание законопроекта у практикующих медиаторов вызывает недоумение и тревогу. Для адвокатов документ интересен тем, что его авторы предлагают исключить из круга субъектов, которые вправе осуществлять деятельность медиатора, лиц, имеющих статус адвоката.
Требования к медиаторам в законопроекте (ст. 10) изложены следующим образом.
Осуществлять деятельность медиаторов могут:
- лица, достигшие 30 лет, имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики, прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями ст. 10.1 законопроекта, имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет, внесенные в единый федеральный реестр медиаторов;
- судьи, пребывающие в отставке;
- медиаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях.
Деятельность медиатора не является предпринимательской.
Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе вести любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, а также имеющие действующий статус адвоката и полномочия нотариуса, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Принимать участие в урегулировании споров, возникающих из семейных и административных правоотношений, а также в уголовном судопроизводстве могут только медиаторы, отвечающие требованиям указанной нормы. Кроме того, соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации могут быть установлены дополнительные требования к медиатору.
Как практикующему адвокату и медиатору мне неясно, чем руководствовались авторы законопроекта, предъявляя названные требования к возрасту профессионального посредника по внесудебному урегулированию споров.
Согласно ст. 4 Закона о статусе судей судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший 25 лет. Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ в возрасте от 21 года.
Означают ли предусмотренные законопроектом требования представление разработчиков о том, что судьи и парламентарии несут меньше ответственности и им требуется меньше жизненного опыта, нежели медиаторам?
Любопытно, что ни к судьям, пребывающим в отставке, ни к медиаторам, осуществляющим деятельность в образовательных организациях, не предъявляются требования о прохождении подготовки, соответствующей требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов. В настоящее время медиатором может стать лицо, достигшее 25 лет. Среди наших коллег есть действующие медиаторы моложе 30 лет, но при этом достигшие высоких профессиональных результатов в данной сфере.
Однако наибольшее беспокойство вызывает положение о запрете осуществления деятельности медиаторов лицами, имеющими статус адвоката.
Непонятно, чем обоснован такой запрет – ведь адвокатское сообщество неоднократно высказывалось о том, что адвокат вправе совмещать оказание профессиональной юридической помощи с деятельностью медиатора.
См., например: Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам об участии адвоката в социально значимом проекте за вознаграждение.
Среди действующих адвокатов есть лица, осуществляющие деятельность медиатора. Кроме того, ФПА предлагает адвокатам пройти обучение медиации и засчитывает его в часы повышения квалификации.
Давайте говорить откровенно: то, что сейчас медиация «пробуждается от многолетней спячки» и обретает наконец черты действующего института, – во многом заслуга адвокатского сообщества, региональных адвокатских палат и ФПА. Только в Тульской области более 40 членов адвокатской палаты являются профессиональными медиаторами. В АП г. Москвы их значительно больше. Во всех регионах страны адвокаты поддерживают институт медиации и принимают активное участие в его развитии.
С учетом всего этого инициатива законодателя выглядит как «поработали? Спасибо, теперь вы свободны. Более в ваших услугах не нуждаемся».
Но разве медиация действительно не нуждается в адвокатах?!
На мой взгляд, принятие такой поправки парализует развитие института медиации.
Выполнение роли медиатора адвокатом, обладающим необходимой профессиональной компетенцией, по моему опыту и судейскому сообществу представляется предпочтительным и наиболее эффективным. Участие адвоката в процедуре медиации связано с оказанием сторонам спора квалифицированной юридической помощи в разработке конструктивного и в то же время законного и исполнимого соглашения по спорным вопросам. Это позволяет расширить правовые ресурсы сторон в процессе согласования ими взаимоприемлемых или взаимовыгодных условий прекращения спора, а соблюдение адвокатом-медиатором высоких стандартов профессиональной адвокатской этики гарантирует сторонам качественную помощь в разрешении спора.
В связи с этим представляется логичным установить запрет на совмещение адвокатом деятельности медиатора и оказания юридической помощи хотя бы одной из сторон спора или третьему лицу с противоположными интересами, исключив из законопроекта нормы о запрете осуществления медиации лицам, имеющим статус адвоката.
Еще более абсурдным выглядит данный запрет в свете того, что предложенный законопроект предусматривает применение процедуры медиации и по уголовным делам.
Считаю, что, если действующие адвокаты будут лишены законом права вести деятельность и в качестве медиатора, это негативно отразится в том числе на количестве споров, разрешенных с участием профессионального посредника.
Как действующий адвокат я всегда сообщаю доверителям о возможности воспользоваться процедурой медиации для разрешения спора и, предлагая кандидатуры медиаторов, больше доверяю коллегам, в чьей профессиональной компетенции уверена. Не думаю, что буду делать то же самое, если мне и моим коллегам будет запрещено заниматься медиацией.
Подчеркну, что во всех странах, где развито урегулирование споров во внесудебном порядке, большую часть профессионального сообщества медиаторов составляют именно адвокаты.
Мною подготовлены подробные замечания к законопроекту. Предлагаю коллегам обсудить его и не оставаться равнодушными к потенциальному лишению нас возможности оказывать помощь гражданам в «мирном» урегулировании споров.