×

Образ адвоката в российском и советском кинематографе

Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ

В 2024 г. отмечается 160-летие Судебной реформы в России, итогом которой стало создание присяжной адвокатуры. В 2022 г. адвокаты отмечали 100-летие советской адвокатуры и 20 лет действия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». С даты принятия закона – 31 мая 2002 г. – в России отмечается День адвоката.

Читайте также
К 100-летию советской адвокатуры
Необходимо чтить и демонстрировать обществу славные страницы нашей истории
31 мая 2021 Мнения

За годы работы советской и российской адвокатуры статус и престиж адвокатской профессии менялись, достигнув пика расцвета в 60–80-е гг. ХХ в. Это не могло не отразиться на восприятии обществом и деятелями искусства образа адвоката и миссии нашей профессии в любимом всеми слоями населения искусстве – кинематографе.

Бывший помощник присяжного поверенного и несостоявшийся адвокат В.И. Ульянов (Ленин) в беседе с А.В. Луначарским сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»1. В некоторых источниках встречается добавление «…и цирк». Радует, что образ адвоката не используется в юмористических телешоу. В киноискусстве, в свою очередь, он давно и прочно обосновался в различных ипостасях, пережил множество эпох и трансформаций, но «эталонно-положительным», к сожалению, пока не стал.

Читайте также
Владимир Машков сыграет Фёдора Плевако
17 мая на ПМЮФ эксперты обсудили художественный образ адвоката и узнали о новом проекте кинорежиссера Алексея Учителя
17 мая 2017 Новости

В 2018 г. в рамках VII Петербургского международного юридического форума прошла дискуссия на тему «Художественный образ адвоката как двигатель развития профессии: почему адвокат так и не стал героем нашего времени». Увы, дальше обсуждения процесс «героизации» нашей профессии, к сожалению, не получил должного развития.

На мой взгляд, именно в советский период, несмотря на малочисленность адвокатской корпорации и не очень хорошее (и это мягко сказано) отношение к ее представителям со стороны государства и граждан, профессия адвоката (прежде всего как защитника в уголовном процессе) была раскрыта достаточно неплохо пусть и в немногочисленных, но очень хороших и по сей день любимых фильмах.

Многие молодые коллеги даже не догадываются, что во времена СССР возможности участия защитника на стадии предварительного следствия были весьма ограниченными, а баланс состязательности склонялся явно не в сторону адвоката, что отразилось и на кинематографических образах.

В ту эпоху основным персонажем детективно-криминальной тематики являлся сотрудник правоохранительных органов, который в большинстве кинолент представал в образе положительного героя. Очевидно поэтому в любимых многими поколениями фильмах о работе сотрудников милиции и прокуратуры («Берегись автомобиля», «Петровка 38», «Рожденная Революцией», «Визит к минотавру» и др.) эпизодов, связанных с деятельностью адвоката, нет.

Пожалуй, редким и великолепным исключением можно назвать фильм Г. Данелии «Мимино» (1977 г.), где красочно изображена роль молодого, грамотного и неравнодушного адвоката-женщины, ярко и результативно защитившей в суде главного героя фильма – летчика Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе.

На мой взгляд, лучшим художественным фильмом об адвокате того периода является трехсерийный художественный фильм режиссера И. Хамриева «Адвокат» («Убийство на монастырских прудах» (1990 г.)). Этот фильм в целом посвящен перипетиям профессиональной деятельности защитника в уголовном процессе. Роль адвоката мастерски исполнил актер Андрей Ташков. Его герой – честный человек и квалифицированный защитник, проводя адвокатское расследование, в условиях риска для собственной жизни помогает невиновному молодому человеку избежать несправедливого осуждения. Воплощенный в этом фильме образ адвоката, безусловно, можно отнести к воспевающим и повышающим престиж нашей ответственной и непростой профессии.

Также к кинокартинам высокохудожественного уровня можно отнести фильм «Защитник Седов» (1988 г.), удостоенный многих наград отечественных и зарубежных кинофестивалей. В 2019 г. исполнитель главной роли – народный артист России Владимир Ильин и режиссер Евгений Цымбал стали лауреатами национальной премии в области адвокатуры.

Кадр из фильма Защитник Седов.png
Кадр из фильма «Защитник Седов»

Это среднеметражный, но тем не менее емкий и глубокий по содержанию фильм. В нем показан подвиг мужественного московского адвоката из 1930-х гг., который вступил в почти безнадежное дело защиты агрономов, приговоренных за вредительство к расстрелу. При этом местные коллеги отказались представлять осужденных. Защитник Седов осознает, что, взявшись за защиту, рискует быть подвергнутым репрессиям, но решает предпринять попытку спасти несправедливо осужденных. В результате ему удается практически невозможное – успешно защитить доверителей, добившись прекращения их уголовного преследования. Однако финал фильма – в духе того времени – обескураживает главного героя и зрителей.

Читайте также
История маленького человека
Честный адвокат соблюдает правила профессии, даже если понимает, что сломать систему он не в силах
07 декабря 2018 Интервью

Примечательно, что в основу сценария был положен реальный случай из практики выдающегося советского адвоката-криминалиста Владимира Россельса, члена Московской коллегии адвокатов. Смелый коллега в 1937–1939 гг. защищал оклеветанных и уже приговоренных к расстрелу советских людей – как и в деле, эпизод с которым лег в основу кинокартины.

Как и в фильме, подав жалобу в порядке надзора, В. Россельс сумел пробиться на прием к прокурору СССР Андрею Вышинскому (тогда высшие должностные лица страны вели личные приемы. – Прим. автора). Вышинский (кстати, в прошлом – помощник присяжного поверенного) был знаком с адвокатом, внимательно выслушал его и сделал вид, что удивился тому, как осуществлялось правосудие по делу. Поблагодарив Россельса за бдительность, прокурор СССР вскоре принес протест на приговор. В результате уголовное дело в отношении троих агрономов и зоотехника было прекращено в связи с отсутствием состава преступления (но «взамен» были репрессированы другие).

Этот – несомненно, знаковый – «адвокатский» фильм остается актуальным и в наши дни. Современным защитникам зачастую приходится проявлять мужество и упорство, в том числе в условиях, сопряженных с риском для жизни, здоровья и свободы, отстаивая права и законные интересы доверителей и подзащитных.

Отмечу также фильм режиссера Вадима Абдрашитова «Слово для защиты» (1976 г.), где главной героиней выступает молодая женщина-адвокат, защищающая сверстницу, обвиняемую в покушении на убийство.

На мой взгляд, один из ярчайших образов адвоката воплотил легендарный актер советского театра и кино Зиновий Гердт в эпизоде фильма «Воры в законе» (1988 г.). Хотя актер изобразил гротескный образ защитника, от которого по сценарию ничего не зависит, однако показанный им эффект от лаконичности, смелости и тактической выверенности выступления адвоката в судебных прениях (в духе присяжного поверенного Федора Плевако и мэтров советской адвокатуры Семена Ария и Михаила Гофштейна) явно способствовал повышению имиджа адвоката как квалифицированного защитника.

К сожалению, современный отечественный кинематограф не может похвастаться знакомыми киноработами на адвокатскую тематику. За небольшим исключением (сериалы «Линия защиты» (2002 г.), «Адвокат» (2004 г.), «Заступники» (2018 г.)), образ адвоката в них представлен эпизодически, зачастую в отрицательном ключе, изобилует явными «киноляпами», что не способствует росту уважения и доверия граждан к адвокату и российской адвокатуре в целом.

В связи с этим в целях повышения престижа адвокатской профессии и увеличения степени доверия граждан к адвокату и адвокатской корпорации в целом представляется важным объединить усилия и, найдя необходимые поддержку и финансирование, например со стороны Правительства РФ, Министерства культуры РФ, Фонда кино, на основе яркого сценария снять полнометражный художественный фильм о работе адвоката. С этой целью мы с писателем Игорем Гранкиным – автором серии сборников «Адвокатские истории» подготовили предсценарий фильма с рабочим названием «Адвокатский метроном», уже идет подготовительная работа к сьемкам.

По сценарию основные события разворачиваются в период блокады Ленинграда (1941–1944 гг.). Молодой адвокат, вернувшийся с фронта по ранению, в тяжелейших условиях блокадного города успешно осуществляет защиту граждан, привлеченных к уголовной ответственности. В его нелегкой миссии ценную практическую помощь оказывает старший коллега, в прошлом присяжный поверенный Российской империи. Действие событий завершается в 2000-е гг., когда уже пожилой главный герой оказывает содействие правнуку, недавно получившему статус адвоката. Главная линия предстоящего фильма: преемственность в адвокатуре и важность следования ее нравственным и этическим нормам.

Для максимальной достоверности отражения исторических событий в работе над сценарием были использованы оригиналы документов о периоде «блокадной» адвокатуры, найденные в Центральном государственном историческом архиве и любезно предоставленные почетным членом Совета АП Санкт-Петербурга Андреем Савичем.

Очень надеюсь, что нужный и важный не только для отечественной адвокатуры художественный фильм совместными усилиями будет снят к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и станет успешным в отечественном и зарубежном прокате, воплощенные в нем образы адвокатов трех поколений – периодов присяжной, советской и российской адвокатур – позволят зрителям проникнуться особым уважением к адвокатской миссии, а для коллег фильм станет еще одним поводом гордиться принадлежностью к славной адвокатской корпорации.

Фото предоставлено автором


1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 1970 г., т. 44, стр. 579.

Рассказать:
Другие мнения
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края
Свободные художники юридической сферы
Адвокатура, государство, общество
Анализ Проекта стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
18 июля 2024
Тарасов Никита
Тарасов Никита
Адвокат АП Санкт-Петербурга, зам. председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб, член Комиссии по подготовке законопроектов, направленных на защиту социальных и профессиональных прав адвокатов, полномочный представитель АП СПб по защите профессиональных прав адвокатов
Статус адвоката как наивысший критерий качества оказания юридической помощи
Адвокатура, государство, общество
О стандартизации юридического консалтинга
08 июля 2024
Демидов Эдуард
Демидов Эдуард
Адвокат АП г. Москвы, председатель Московской коллегии адвокатов «Юнион»
«Как наше слово отзовется»…
Защита прав адвокатов
Некорректная формулировка в соглашении может лишить адвоката возможности взыскать «гонорар успеха» в судебном порядке
05 июля 2024
Петров Станислав
Петров Станислав
Управляющий партнер ООО «Прецедент консалтинг»
Качество на уровне
Адвокатура, государство, общество
Понятия должных усилий и минимального уровня заботливости и осмотрительности стоит интерпретировать в контексте конкретных дел
04 июля 2024
Крылова Надежда
Крылова Надежда
Юрист, член исполкома Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России
«Качественный» вопрос
Адвокатура, государство, общество
О подходах к оценке качества юридического консалтинга
02 июля 2024
Муравьева Софья
Муравьева Софья
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член группы мониторинга при Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Совета АП СПб
Без свободного прохода…
Защита прав адвокатов
Подход Санкт-Петербургского городского суда к вопросу досмотра адвокатов дважды менялся за первую половину 2024 г.
24 июня 2024
Яндекс.Метрика