×

ГРЕКО учит РФ бороться с коррупцией

Рекомендации организации актуальны, но их влияние на коррупционную ситуацию в России переоценивать не следует
Кузьминых Константин
Кузьминых Константин
Адвокат АП Санкт-Петербурга,адвокат коллегии адвокатов «Лапинский и партнеры»

Становление системы мер противодействия коррупции в Российской Федерации идет второе десятилетие. В 2003 г. Россия подписала, а в 2006 г. частично ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, приняв на себя международные обязательства совершенствовать национальные антикоррупционные законодательство и практику правоприменения. В декабре 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Национальный план противодействия коррупции был принят в том же 2008 г. и затем неоднократно переиздавался. На сегодня уже стало обыденным предоставление государственными служащими деклараций о доходах, вошло в обиход такое понятие, как конфликт интересов, и сформировалось понимание того, что коррупция – это не только получение взятки, в любом государственном и муниципальном учреждении «большими буквами» написано, куда обращаться гражданам в случае выявления признаков коррупции. То есть принятые на себя международные обязательства в сфере противодействия коррупции государство поступательно исполняет более 10 лет.

Читайте также
России даны рекомендации по борьбе с коррупцией в отношении судей, прокуроров и парламентариев
Опубликован доклад ГРЕКО, в котором приведен анализ эффективности существующих в России мер по предупреждению коррупции
27 марта 2018 Новости

Международные организации регулярно проводят мониторинг коррупции в России и степени эффективности применяемых властями РФ антикоррупционных мер – результатом такой деятельности является и оценочный доклад международной организации при Совете Европы ГРЕКО, на публикацию которого 22 марта 2018 г. обратила внимание «Адвокатская газета».

Российская Федерация – не единственное среди участников антикоррупционной конвенции государство, где принимаемые властями антикоррупционные меры оставляют желать лучшего и где доверие населения к государственным органам не растет. Но проблема еще и в том, что, несмотря на многолетнюю реализацию национального плана борьбы с коррупцией, международный антикоррупционный рейтинг России никак не может подняться в строчки первой сотни государств – участников антикоррупционной конвенции. При этом положительные или отрицательные колебания в пределах 120–140 строк существенного значения не имеют, а говорят лишь о том, что коррупционная ситуация в стране сохраняет стабильность.

Фонд борьбы с коррупцией регулярно публикует информацию о фактах коррупционных правонарушений, и оцениваются они по-разному. При этом странно, что власти РФ на федеральном уровне предпочитают давать политические, а не надлежаще профильные оценки данным фактам или же просто игнорировать подобного рода публикации и заявления, несмотря на то что роль институтов гражданского общества в борьбе с этим негативным социальным явлением уже давно закреплена как в базовом федеральном антикоррупционном законе, так и в национальном плане борьбы с коррупцией. 

Следствием такого подхода закономерно стала антикоррупционная повестка митингов, что говорит о снижении доверия граждан к властям и об их сомнении в добросовестности антикоррупционной работы. Надлежащее внимание к оценкам международных организаций необходимо в первую очередь для сохранения стабильности в обществе.

Для адвокатов как субъектов обеспечения прав граждан на юридическую помощь эффективность антикоррупционных мер важна хотя бы потому, что в некоррумпированной правовой системе профессиональная работа адвоката имеет большое значение, а в глубоко коррумпированной – нет, так как нуждающийся в юридической помощи, но принимающий коррупцию как неизбежный факт гражданин смотрит не столько на закон и правила, сколько на усмотрение правоприменителя. В связи с высокой степенью коррупции в государстве повышенные требования предъявляются к представителям законодательной власти, судьям и прокурорам, которым посвящены три раздела доклада ГРЕКО. 

Большинство из отраженных в докладе рекомендаций справедливы и актуальны. Авторы обращают внимание как на регулярность коррупционных скандалов с участием депутатов, членов СФ, судей и прокуроров (п. 16 доклада), так и на специфическую реакцию властей на антикоррупционную повестку гражданского общества (п. 18), на затруднения при допуске СМИ к освещению работы парламента (п. 37) и т.д.

В докладе говорится о зависимости судей от председателей судов и представителей исполнительной власти. ГРЕКО рекомендует значительно усилить роль судебной власти в подборе кандидатов на должности судей. Надо признать, что эффективность такой рекомендации сомнительна. Представляется, что надлежащим решением проблемы отбора судей был бы возврат к процедуре их утверждения органом законодательной власти на открытом для представителей общественности и СМИ заседании законодательного органа. Но это требует конституционно-правовых изменений.

Справедливо отмечается, что рассматривающие 80% дел мировые судьи не назначаются для работы на постоянной, бессрочной основе, что противоречит закрепленному в ст. 121 Конституции РФ принципу несменяемости судей (п. 155 и 162).

Спорной является рекомендация о возвращении в Кодекс судейской этики положений, которые ранее делали фактически невозможным назначение на должность судьи лиц, родственники которых являются адвокатами или прокурорами (п. 184). Такая избыточная регламентация ведет лишь к неоправданной закрытости судейской корпорации.

Актуальным является указание на то, что должна предоставляться возможность обжаловать решение судьи по заявлению о его отводе до вынесения им итогового решения по делу, а не только вместе с таким решением (п. 196). Эта рекомендация прямо направлена на обеспечение права граждан на доступ к правосудию. Существующий у нас порядок в части отводов это право ограничивает, так как основания для отвода судьи не могут быть приняты во внимание до окончания отправления им правосудия. Так, например, перечисленные в ст. 16 ГПК РФ условные и безусловные основания для отвода судьи равнозначны. Возникают вопросы: будет ли осуществляться надлежащее судопроизводство судьей, являющимся родственником обвиняемого? Почему для разрешения такой ситуации вышестоящим судом требуется подождать, пока судья закончит рассмотрение дела и огласит приговор?

Неоднозначной является рекомендация доклада об ограничении иммунитета судей только «функциональным иммунитетом» (п. 214), т.е. деятельностью, непосредственно связанной с отправлением правосудия. В таком случае аналогичные ограничения потребуется ввести в отношении и других спецсубъектов. Но кто будет в итоге решать, относятся обстоятельства к профессиональной деятельности или нет? Конечно же, субъект производства по делу – по своему усмотрению. В остальной части все рекомендации доклада являются обоснованными и актуальными, но их влияние на позитивную динамику коррупционной ситуации в России переоценивать не следует.

Рассказать:
Другие мнения
Григорьев Дмитрий
Григорьев Дмитрий
Директор юридического департамента Европейской медиагруппы
Реклама или нет?
О рекламе
Административные, судебные, гражданско-правовые и социально-культурные аспекты квалификации информации
26 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Минимизировать риск показаний, полученных «под давлением»
Уголовное право и процесс
Почему процессуальный допрос свидетелей стоит передать суду
26 ноября 2024
Исаев Давид
Исаев Давид
Начальник юридического отдела ООО «Стройкапитал»
Облигации и связанные с ними риски
Корпоративное право
Проблемы реализации института реструктуризации обязательств по долгам эмитента
22 ноября 2024
Коваль Юрий
Коваль Юрий
Адвокат АП г. Москвы
Защита бизнеса от заградительных тарифов банков
Арбитражный процесс
ВС обратил внимание на проблему использования банками публичного статуса в их интересах
12 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Предъявление обвинения стоит делегировать прокурору
Уголовное право и процесс
«Предрешенность» ходатайств об избрании меры пресечения в виде стражи: пути решения проблемы
06 ноября 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Проблемы применения ч. 1 ст. 219 УПК
Уголовное право и процесс
О необоснованном использовании нормы для продолжения расследования после объявления об окончании следствия
05 ноября 2024
Яндекс.Метрика