×

И снова о «молодых» адвокатах

Две причины для ограничения адвокатов со стажем менее 5 лет учреждать адвокатские образования
Лапинский Владислав
Лапинский Владислав
Адвокат АП Санкт-Петербурга, председатель президиума КА «Лапинский и партнеры»

В последние несколько месяцев в «АГ» и соцсетях проходят диспуты по статье Даниила Бермана о новациях в закон, запрещающих адвокату, стаж которого в адвокатуре не достиг 5 лет, учреждать адвокатское образование, в том числе адвокатский кабинет.

Критиковать сделанное всегда проще, можно и нужно, но в данном случае делать это надо было тогда, когда изменения в закон еще не были приняты. Я один из тех, кто горячо ратовал за внесение этих поправок. Они обсуждались, но активного противодействия нашему мнению в адвокатской среде не было – и вдруг всколыхнулось! Если это не простой пиар, то нас, сторонников нововведения, обязаны услышать. Давайте говорить о наших мотивах.

Никто не против «молодых» адвокатов. Вливание «свежей крови» в адвокатскую корпорацию идет ударными темпами. В течение года только в Адвокатскую палату Санкт-Петербурга принято несколько сотен новичков. Кто они, откуда пришли, какие с собой несут традиции, что умеют, достаточно ли адвокатского экзамена, чтобы проверить их знания, а самое главное – умения и порядочность? Не секрет, что сейчас наше пополнение – это в основном бывшие следователи и «опера» со всеми их «ментовскими» привычками. Часть новичков – студенты. На подходе – огромная масса пока вольноопределяющихся юристов, которых, по подсчетам, может быть даже больше половины нынешних адвокатов. Традиционная адвокатура активно изменяется под влиянием времени, но есть незыблемые адвокатские ценности, зародившиеся во времена Стасовых и Плевако и сохранившиеся до наших дней, – как ни прискорбно, привычки нынешних «ментов» и нынешнего поколения молодежи, воспитанной в беспредельных 90-х, весьма от них далеки. Им требуется привить адвокатские традиции.

Традиции адвокатуры вырабатывались столетиями. Кодекс профессиональной этики адвокатов – это документ, во многом построенный на адвокатских ценностях и призванный традиции оберегать. Как бы с нами ни спорили уважаемые оппоненты, но больше трети дисциплинарных проступков приходится на «кабинетчиков», а примерно половина – на новичков в адвокатуре. При этом всем известно, что проступки латентны, и многие нарушения просто не доходят до палат. При этом нарушения «старых» адвокатов нередко носят осознанный характер (как в недавнем деле Ольги Динзе) – по принципу «я знаю, что я нарушаю, и могу поплатиться дисциплинарным наказанием, но адвокатские традиции самопожертвования ради справедливости, для того чтобы доказать невиновность доверителя, для меня выше и ценнее».

У кого учиться начинающим адвокатам, где узнать о традициях, с кем посоветоваться, достаточны ли для этого курсы повышения квалификации, организуемые адвокатскими палатами? Эти вопросы мы задавали, предлагая поправки, и нам отвечали – нет, недостаточно. Как показывает опыт, проступки молодых нередко являются следствием незнания, того, что в трудный час при возникших сомнениях им не с кем посоветоваться. При этом проступок адвоката опасен не возможным его наказанием, а тем, что он вредит доверителю и подрывает доверие к адвокатуре как институту. Нередко, действуя по советам более опытного товарища, адвокат предотвращает проступок даже постфактум, после совершения действия, или, по крайней мере, нивелирует его последствия. Совет старшего в таком случае бесценен. А адвокат-«кабинетчик» чаще всего предоставлен самому себе, ему просто не с кем обсудить сделанное и выработать правильное решение. Самый верный способ получить такой совет «на доверии», узнать изнутри традиции адвокатуры – временно влиться в коллектив более опытных адвокатов. Это первая причина введения временны́х ограничений.

Адвокат должен вызывать уважение у своего доверителя. Один из элементов, необходимых для формирования такого уважения, – прием посетителей на постоянном рабочем месте, в стационарном помещении. А что мы видели в недавнем прошлом: нередко молодой адвокат-«кабинетчик» (вчерашний студент) принимает своих доверителей в кафе (в лучшем случае, а бывало, на скамье в сквере или в зале ожидания аэропорта), где в смрадном дыму от плохо прожаренной индейки под бряцание удалой песни и гвалт соседей дает юридические советы и заключает соглашения. Естественно, ведь он еще не заработал денег на приличный офис, а свой кабинет зарегистрировал в квартире, где кроме него живет молодая жена, теща и плачет грудной младенец. Это повышает престиж адвокатуры? Сомневаюсь. Это обеспечивает сохранность адвокатской тайны? Сомневаюсь вдвойне! В то же время коллегии и бюро размещены в офисных помещениях. Это вторая причина.

Прежде чем предложить ограничения, был изучен и зарубежный опыт. Повсеместно в просвещенной Европе существуют временны́е ограничения для открытия самостоятельного адвокатского дела. В некоторых странах дополнительно требуют предоставить рекомендации нескольких уважаемых адвокатов. Это, как принято говорить, общий тренд.

Например, в Великобритании гражданин, принятый в коллегию барристеров (в Шотландии их называют «адвокатами»), приобретает право на самостоятельную деятельность только после 12-месячной практики под руководством старшего барристера и при условии, что найдет место в одной из адвокатских контор. Еще через полгода он сможет самостоятельно представлять дело в суде, оставаясь членом конторы. По истечении этого срока он может стать полноправным барристером, если появится вакансия в соответствующей палате, и только после этого сможет заняться персональной адвокатской деятельностью. Практически аналог нашего «кабинетчика» – это королевский адвокат, т.е. барристер, проработавший не менее 15 лет и получивший персональный патент от имени короны.

Согласно Регламенту Парижской коллегии адвокатов, основная масса адвокатов работают по найму или в качестве сотрудников у других адвокатов и при этом обязаны постоянно повышать свой образовательный уровень. С согласия руководящих органов Ордена адвокатов адвокат может открыть свой собственный офис, соответствующий требованиям к таким помещениям, или на условиях аренды воспользоваться помещениями, принадлежащими Ордену.

Недавно в споре «за» и «против» появились новые нотки – заговорили о конституционном равенстве всех, забывая конституционный принцип, согласно которому свобода индивидуума заканчивается тогда, когда она ущемляет права другого. В конституционном принципе, указывающем, что каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь, главным словом является именно «квалифицированная». На мой, возможно, непросвещенный взгляд, юридическая помощь еще не определившегося всеядного адвоката, оказываемая «на коленке», вряд ли может подпадать под понятие квалифицированной. Пусть их немного, но, как известно, паршивая овца все стадо портит. Я не имею намерений обидеть высоких профессионалов, может быть, только что пришедших в адвокатуру, но обладающих немалыми знаниями, – такие есть, сам с ними советуюсь и учусь. Но, как показывает опыт, даже им не хватает знания именно адвокатской культуры: уважения своих доверителей и одновременно умения вызвать уважение к себе. Это все приобретается с опытом адвокатской работы, а его у них попросту нет!

Главный аргумент противников поправки – новичков не берут в коллегии и бюро, там необходим «вал» (гонорар за проведенные дела. – Прим. ред.), а начинающий адвокат этот «вал» дать не может. Я честно искал хотя бы одного адвоката, который пытался найти себе место в коллегиях, и не нашел (если такие есть – покажите!). О жалобах таких адвокатов не знает Совет палаты, они не пишут об этом в соцсетях, нет (насколько я понимаю) подобных жалоб и в адрес «АГ». Напротив, я нашел несколько адвокатских бюро, где, опережая время, работу строят по принципу адвокатской фирмы. То есть старшие адвокаты опекают младших, заключают совместные соглашения с распределением обязанностей и гонораров, младшие становятся помощниками старших. Можно, конечно, сказать, что старшие нанимают и эксплуатируют младших, что младшим достается черновая работа, а старшие снимают сливки. Но при этом младшие имеют гарантированный заработок, набираются опыта и постепенно поднимаются по иерархической лестнице. Именно такая структура – адвокатская фирма – заложена в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предложенном Минюстом. Так работает современная адвокатура во всем мире! Ведь именно за это голосуют молодые адвокаты, и, наоборот, именно это не воспринимают «старики». В такие бюро охотно принимают молодежь, и там она гарантированно получает работу.

Рассказать:
Другие мнения
Дмитриев Владимир
Дмитриев Владимир
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб
Предлагать помощь адвокатов могут только они сами или адвокатские образования
Защита прав адвокатов
Кассация «засилила» решения судов о незаконности действий юрфирмы
22 апреля 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Образ адвоката в российском и советском кинематографе
Адвокатура, государство, общество
Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
22 апреля 2024
Пепеляев Сергей
Пепеляев Сергей
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер «Пепеляев групп», к.ю.н.
Качество юридических консультаций: профессиональный стандарт
Адвокатура, государство, общество
Проект стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
09 апреля 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края, член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры»
Законодательное закрепление прав и обязанностей представителя адвокатской палаты необходимо
Защита прав адвокатов
О целесообразности интеграции нового участника уголовного судопроизводства в отдельные следственные действия
09 апреля 2024
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ленинградской области, доцент СЗИУ РАНХиГС, к.ю.н.
Позиции представителя адвокатской палаты и адвоката могут не совпадать
Защита прав адвокатов
О расширительном толковании полномочий представителя
09 апреля 2024
Карамян Тигран
Карамян Тигран
Адвокат АП Ростовской области
Правовой статус и роль представителя адвокатской палаты при производстве следственных действий в отношении адвоката
Защита прав адвокатов
Неопределенность статуса предпочтительнее определенности с дополнительными обязанностями
09 апреля 2024
Яндекс.Метрика